Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. Тема выпуска: Исторические науки  /  РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА «СВОБОДУ ОБРАЗОВАНИЯ», ИЛИ ПРОЛЕТАРСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В 1920-е ГОДЫ: ОТ ЗАМЫСЛОВ ДО РЕАЛИЗАЦИИ

РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА «СВОБОДУ ОБРАЗОВАНИЯ», ИЛИ ПРОЛЕТАРСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В 1920-е ГОДЫ: ОТ ЗАМЫСЛОВ ДО РЕАЛИЗАЦИИ

О.А. Хабибрахманова

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-212-219

Ключевые слова

интеллигенция вузов, общественные дисциплины, образование, Казанский университет, Саратовский университет.

Аннотация

В статье исследуются проблемы формирования советского образования в один из самых напряженных периодов советской истории – в 1920-е гг. Изучены особенности политики советской власти в этом направлении. Посредством изучения ряда шагов советской власти в области трансформации учебных вузовских программ дается общая картина масштабных изменений всей системы образования. Внимание в работе сосредоточено на общественных дисциплинах, ставших ключевыми в деле строительства советской системы образования. На примере деятельности двух вузов Поволжья (наиболее крупных на тот момент) – Саратовского государственного университета и Казанского государственного университета – изучены основные причины и принципы введения новых общественных дисциплин. Речь в первую очередь идет о марксистско-ленинских общественных дисциплинах, активно насаждаемых новой властью в образовательные программы вузов страны в целом и вузов Среднего Поволжья в частности. Показан процесс выстраивания социальных институтов, призванных аккумулировать изучение марксистско-ленинских дисциплин в вузах. На основе изучения архивных документов о деятельности названных вузов были реконструированы частные моменты истории, связанные с началом введения и преподавания марксистско-ленинских дисциплин. Акцент сделан на изучении рефлексии профессорско-преподавательских корпораций вузов и их отдельных представителей на происходящие изменения. Отдельные высказывания вузовских преподавателей, их выступления, статьи, их непосредственные социальные практики стали одним из основных источников, позволивших реконструировать отношение вузовской интеллигенции к наводнению марксистско-ленинскими дисциплинами образовательного процесса и к трансформации их профессионального пространства в целом. В работе прослеживаются и методы влияния вузовской интеллигенции на происходящие изменения. Выявлена взаимосвязь между социально-культурными практиками профессоров и преподавателей вузов и результатами преобразований общественных дисциплин. Отмечается, что первоначальные замыслы властей были в значительной степени скорректированы во многом под влиянием профессорско-преподавательских корпораций. В целом в статье определено значение социально-культурных практик вузовской интеллигенции для складывающейся советской системы образования.

Литература

  1. Бикташева А.Н. Вместо императорского – государственный / под общ. ред. И.П. Ермола­ева // Очерки истории Казанского университета. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. 373 с.
  2. Будник Г.А. Высшая школа и интеллигенция: советский воспитательный и образовательный эксперимент. 1945–1985 годы. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. 249 с.
  3. Волков B.C. К научной концепции истории советской интеллигенции // В поисках исторической истины: сб. науч. ст. Л.: Лениздат., С. 48–65.
  4. Государственный архив новейшей истории Саратовской области. Ф.Р. 27. Оп. 4.
  5. Государственный архив новейшей истории Саратовской области. Ф.Р. 35. Оп. 1.
  6. Государственный архив новейшей истории Саратовской области. Ф.Р. 92. Оп. 1.
  7. Государственный архив Республики Татарстан. Ф.Р. 262. Оп. 1.
  8. Государственный архив Республики Татарстан. Ф.Р. 624. Оп. 1а.
  9. Государственный архив Республики Татарстан. Ф.Р. 732. Оп. 1.
  10. Государственный архив Республики Татарстан. Ф.Р. 926. Оп. 1.
  11. Государственный архив Республики Татарстан. Ф.Р. 1199. Оп. 1.
  12. Государственный архив Республики Татарстан. Ф.Р. 1487. Оп. 1.
  13. Дюков И.А. Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина в 1917–1946 гг. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1947. 123 с.
  14. Корбут М.К. Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет 1804/05–1929/1930: в 2 т. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1930. Т. 2. 384 с.
  15. Корбут М.К. Рабочие факультеты и высшая школа. Пять лет рабочего факультета им. В.И. Ульянова-Ленина: 1919–1924. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1924. 124 с.
  16. Ленин В.И. Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина // Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1970. Т. 42. С. 264–304.
  17. О плане организации факультетов общественных наук Российских университетов. Декрет Совета Народных Комиссаров // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г., статья № 117, отдел первый. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1944. 1207 с.
  18. Сафразьян Н.Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы (1921–1927). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 158 с.
  19. Соскин В.А. Оценка исторического пути советской интеллигенции в свете современного кризиса социализма // Интеллигенция в системе социально-классовой структуры советского общества: сб. науч. ст. Кемерово: НГУ, С. 5–36.
  20. Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. М.: Наука, 1972. 471 с.
  21. Фролкин П.П. Развитие вузовской науки и кадрового потенциала высшей школы (середина 80-х – 90-е годы). Саратов: СГУ, 2000. 218 с.

Сведения об авторе

Хабибрахманова Ольга Аркадьевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социологии, Казанский государственный медицинский университет, Россия, Казань (Olgaah@yandex.ru).

Формат цитирования

Хабибрахманова О.А. Революционное наступление на «свободу образования», или Пролетарское прочтение общественных дисциплин в 1920-е годы: от замыслов до реализации // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. – С. 212–219. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-212-219.

Загрузить полный текст статьи