Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 2.  /  КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ИСТОРИИ В ОБЪЕКТИВЕ ИСТОРИКА

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ИСТОРИИ В ОБЪЕКТИВЕ ИСТОРИКА

DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-2-51-61

УДК 930.2

ББК 63.2

Л.М. АРХИПОВА

Ключевые слова

кинематографический дискурс, мифологизация, исторический нарратив, конкретно-исторический подход, семиотические образы

Аннотация

Статья посвящена междисциплинарной проблеме использования кинематографических интерпретаций исторического прошлого в профессиональной деятельности историка, включая ее научно-исследовательские и образовательно-просветительские задачи.

Цель исследования – создать возможности для научно обоснованного определения профессиональной «ниши» историка при его обращении к кинематографическому дискурсу исторического прошлого.

Материалы и методы. При определении методологических оснований выделенных когнитивных моделей использовались принципы неопозитивизма, нарративной философии, методы дискурсивного анализа текстов, включающие такую особенность языка кинематографа, как образность и ярко выраженный символизм, а также положения феноменологической эпистемологии. В своем единстве эти познавательные теории культуры позволили автору статьи представить верифицированную версию результатов анализа встречающихся в научной литературе интерпретаций творческого замысла кинорежиссеров.

Результаты исследования. В первой части статьи рассмотрены основные дискуссионные аспекты проблемы в русле современных научных направлений, убеждающие в актуальности предпринятого исследования. Во второй ее части представлен анализ существующих исследовательских практик в данной области знаний, выявлены и раскрыты алгоритмы считывания исторической информации художественных фильмов, характерные для каждого варианта.

Выводы. Заключительная часть статьи содержит в качестве результатов определение каждой из выявленных исследовательских моделей, условно названных «описательно-информационной», «имагологической», «источниковедческой» и «мемориальной». В основу классификации положены критерий целеполагания и связанный с ним научный аппарат – методологический подход, методы, объект и предмет исследования. Автор статьи дает свою оценку их значимости в междисциплинарной парадигме научного исторического творчества, тем самым определяя возможные перспективы развития исследовательской практики историков в области познания прошлого на основе произведений кинематографа. Представляется очевидной практическая значимость предложенных автором статьи наблюдений о возможностях решения поставленной проблемы не только активного, но и критически осмысленного включения кинематографического дискурса истории в сферу исследовательской практики и в конструирование образовательного пространства.

Литература

  1. Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Кашаев. М.: «Канон+» РОИИ «Реаблитация», 2009. 400 с.
  2. Аронсон О.В. Кино и философия: от текста к образу. М.: ИФ РАН, 2018. 109 с.
  3. Волков Е.В., Пономарева Е.В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2012. № 10(269). С. 22-26.
  4. Горбачев О.В. Советский художественный кинематограф как исторический документ: особенности анализа и интерпретации // Документ. Архив. История. Современность. 2015. № 15. С. 126–136.
  5. История страны/История кино / под ред. С.С. Секиринского. М.: Знак, 2004. 496 с.
  6. Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Регион Докса. Источниковедение культуры. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. 210 с.
  7. Клушина Н.И. Интенциональный метод в современной лингвистической парадигме [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2012. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/1242.
  8. Лапина-Кратасюк Е.Г. Аффекты истории: рассказы о прошлом в кино и на телевидении // Артикульт. 2014. № 4(16). С. 6–13.
  9. Лубский А.В. Неопозитивизм в историческом познании // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014. С. 332–334.
  10. Макаров А.И. Символическая интерпретация мифа как методологический прием//Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов: сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Г.И. Зверева. М.: РГГУ, 2001. С. 107–112.
  11. Малинова О.Ю. Политика памяти как область символической политики // Методологические вопросы изучения политики памяти: сб. науч. трудов / отв. ред. А.И. Миллер, Д.В. Ефременко. М.; СПб.: Нестор История, 2018. С. 27–53.
  12. Поляков О.Ю. Имагология. Киров: ВятГУ, 2015. 184 с.
  13. Самутина Н.В. Рецензия на книгу «История страны/история кино / под ред. д-ра ист. наук С.С. Секиринского. М.: Знак, 2004. 496 с.» [Электронный ресурс] // Критическая масса. 2004. № URL: https://www.hse.ru/data/2015/12/14/1134454668/Самутина%20об%20Истории%20страны%20-истории%20кино%20КМ.pdf.
  14. Секиринский С.С. Кинематографичность истории. Историчность кинематографа // Отечественная история 2003. № 6. С. 3–7.
  15. Талавер А. Память о Великой Отечественной войне в постсоветском кинематографе. Этапы осмысления прошлого (от 1990-х к 2000-м): препринт WP20/2013/06 / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИД ВШЭ, 2013. 56 с.
  16. Усенко О.Г. Методология изучения менталитета по игровому кино и ее апробация на примере российского кинематографа 1908–1919 гг. // Вестник Тверского государственного университета. Сер. История. 2009. Вып. 3, № 40. С. 36–71; Вып. 4. № 43. С. 50–97.
  17. Устюгова В.В. Взгляд киноведа vs. взгляд историка на советские исторические фильмы// Вестник Пермского университета. История. 2021. № 4(55). С. 39–
  18. Ферро М. Кино и история // Вопросы истории. 1993. №2. С. 47–
  19. Яковлева Л.И. Дискурс-анализ как один из срезов социально-философского, культурологического и лингвистического исследования // Философские опыты. 2011. № С. 22–66.
  20. Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М. РИК «Культура», 1993. 464 с.

Сведения об авторе

Архипова Любовь Михайловна – доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Россия, Ярославль (Lubov.a2011@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8285-5720).

Формат цитирования

Архипова Л.М. Кинематографический дискурс истории в объективе историка // Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 2. – С. 51–61. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-2-51-61.

Загрузить полный текст статьи