DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-5-12
УДК 159.923.2-057.875:303.423(470.344)
ББК Ю524.7:С543.172(2Рос.Чув)
И.И. БОЙКО, А.В. КАРПОВ, И.В. МУРАВЬЕВА, В.Г. ТКАЧЕНКО
Ключевые слова
гражданское единство, региональная идентичность, гражданские позиции студентов, сложная этническая идентичность, межнациональное согласие, социологические опросы
Аннотация
Актуальность исследования определяется важностью укрепления общегражданской российской идентичности в новых исторических условиях.
Цель исследования – рассмотреть особенности общегражданской и региональной идентичности студентов Чувашии в зависимости от их этнической принадлежности, выявить общее и особенное в выборе чувашей, русских и лиц со сложной этнической идентичностью.
Материалы и методы. Авторы опираются на метод исследования идентичности, разработанный применительно к российской практике В.А. Тишковым, Л.М. Дробижевой, М.К. Горшковым, М.Н. Губогло и другими исследователями. Опора сделана на конструктивистский подход. Эмпирический материал – данные опроса 517 студентов Чувашского государственного университета, Чувашского государственного педагогического университета и Чувашского государственного аграрного университета, проведенного в марте 2023 г. Обработка велась по программе SPSS Statistics.
Результаты исследования. Полученные данные свидетельствуют о значительной приверженности студенческой молодежи к общероссийскому самоопределению, что характерно для респондентов разных национальностей. В то же время зафиксированы отличия, например, более частый выбор русскими общегражданской идентичности, а чувашами – региональной. Позиция студентов со сложной этнической идентичностью занимает место между чувашами и русскими.
Выводы. Отметим, что важным элементом самосознания студенческой молодежи является высокий уровень приверженности к общегражданской российской идентичности. Разница между представителями разных национальностей определяется не мировоззренческими позициями, а особенностями этнокультурного развития. При этом следует иметь в виду, что для идентичностей характерна активная динамика, они являются не противоречащими, а дополняющими друг друга.
Литература
Сведения об авторах
Бойко Иван Иванович – доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения, архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет; главный научный сотрудник, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Россия, Чебоксары (boyko2003@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9202-615X).
Карпов Алексей Валентинович – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alekkarp@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0770-5129).
Муравьева Ирина Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (irina17-04@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9368-3258).
Ткаченко Владимир Глебович – доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (krasnoludek85@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1692-3988).
Формат цитирования
Бойко И.И., Карпов А.В., Муравьева И.В., Ткаченко В.Г. Гражданская и региональная идентичность студентов Чувашии: этнические аспекты // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 3. – С. 5–12. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-5-12.