DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-113-121
УДК 172.15-057.875:303.425.6(091)
ББК С543.172:Ю628.13(2Рос.Чув)
Е.В. ПЛОТНИКОВА, П.Н. МАТЮШИН, Е.В. ТКАЧЕНКО, С.Б. ХАРИТОНОВА
Ключевые слова
патриотизм, студенческая молодежь, социологические опросы, гендер, гражданские позиции, духовно-нравственные ценности, воспитательный потенциал
Аннотация
Актуальность исследования определяет возрастающее значение патриотизма в воспитании, прежде всего молодежи, в том числе студенческой. Важно как практически, так и теоретически осмыслить роль и место патриотизма в условиях нарастающего противостояния с западными странами и идеологиями. При этом важно учитывать многоаспектность этого явления, в том числе особенности его гендерного восприятия.
Цель работы заключается в анализе мнений студентов Чувашии о патриотизме, выявлении особенностей ответов у юношей и девушек.
Материалы и методы. Анализ опирается на данные опроса свыше 500 студентов вузов Чувашии, среди которых 60% составили девушки, остальные 40% пришлось на молодых людей. База для анализа представляется достаточно репрезентативной. Полученные показатели будут иметь не только теоретическое, но и прикладное значение, поскольку позволят выбрать более эффективные направления работы со студенческой молодежью с учетом ее гендерных особенностей. Обработка материалов в рамках программы SPSS Statistics дает возможность учесть подобные аспекты исследования.
Результаты исследования. По мнению опрошенных, самой отличительной чертой патриотизма является любовь к своей стране. Осознанная любовь к Родине, преданность ей – выступают как основа этого политического принципа и социального чувства. Далее по частоте выбора следуют такие ответы, как гордость историей страны и готовность к ее защите. В обоих случаях девушки выбирали эти варианты чаще, особенно в первом случае. Элементы патриотического выбора с определенной долей условности можно разделить на когнитивный, эмоциональный и деятельный. Безусловно, они пересекаются, в каждом из них все три составные части отражаются, но базисные характеристики преобладают.
Выводы. Из полученных данных следует, что девушки в большей мере воспринимают такие составляющие патриотизма, которые носят когнитивный и эмоциональный характер, а молодые люди – действенную составляющую. В то же время не следует проводить жесткие разграничительные линии между ними, поскольку некоторые явления воспринимаются с разных точек зрения, что мы и попытались показать в настоящей статье.
Литература
Сведения об авторах
Плотникова Елена Владимировна – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (lenchik52001@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7806-4288).
Матюшин Петр Николаевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pet316@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3098-988X).
Ткаченко Евгений Владимирович – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (krasnoludek85@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1692-3988).
Харитонова Светлана Брониславовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ssbron@mail.ru).
Формат цитирования
Плотникова Е.В., Матюшин П.Н., Ткаченко Е.В., Харитонова С.Б. Студенты высших учебных заведений Чувашии о патриотизме: гендерный анализ // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 3. – С. 113–121. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-113-121.