Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2023 – № 3. Тема выпуска: Исторические науки  /  ОБРАЗЫ ПЕРВОПРЕДКОВ ГУННО-БУЛГАР И ИХ ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ

ОБРАЗЫ ПЕРВОПРЕДКОВ ГУННО-БУЛГАР И ИХ ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ

DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-122-131

УДК 811.512.1’01:398.1

ББК Ш12=635*000.4:[Т51(2)4(635)-72+Т51(4)41-99-72]

В.Г. РОДИОНОВ

Ключевые слова

этнолингвистика, этимология, древние контакты, названия первопредков, символы обрядов, китайская предфилософия

Аннотация

Цель исследования – контурное прослеживание эволюционного пути образов первопредков гунно-булгар и их потомков.

Материалы и методы. Использованы этнографические данные из древних и более поздних источников, применён этнолингвистический и компаративный подход к исследованию. Рассмотрены этимологические труды современных лингвистов-тюркологов.

Результаты. В настоящей статье под словом «первопредок» подразумевается «природно-родовая божественная сущность» восточной (прежде всего китайской) античности. Самые древние образы первопредков гунно-булгар сложились еще в праалтайскую эпоху. В них отразился окружающий мир древних охотников, прежде всего мир диких животных. С родовым первопредком *taŋgïrï («клятва», «божество») люди заключали договор о взаимном дарении. В эпоху контактов с предками китайцев хунны (сюнну) стали представлять своего первопредка как небесного обитателя, приводящего мир в движение путём смещения мужского и женского начал. В разные эпохи взаимосвязей с племенами восточных иранцев культура предков булгаро-чувашей испытала благодатное воздействие их «звериного стиля». В раннем средневековье в их народном творчестве начали появляться различные повествовательные тексты о первопредках-исполинах и эпических героях-богатырях. Этногенетические предания чувашей со временем трансформировались в предания о возникновении их населенных пунктов.

Выводы. Сравнительный анализ образов первопредков древнейших предков гунно-булгар и их потомков показал, что эти образы постоянно эволюционировали, обретали новые особенности. Сначала они являлись людям в облике сакрального животного; чуть позже вместо предводителя-животного появляется первопредок-охотник, который находит новые земли; затем булгарский сюжет этногенетического сказания постепенно превращается в повествование о необыкновенном богатыре-исполине, удивляющем своим телосложением и силой. Тюркоязычные народы Поволжья и Приуралья такого героя называли Улăп/Алп, а луговые марийцы и удмурты – Онар и Алангасар.

Литература

  1. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка: в 17 т. Чебоксары: Руссика, 2000. Т. 17. 440 с.
  2. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л. Изд-во ЛГУ, 1979. 216 с.
  3. Гумилёв Л.Н. Азиатский исток традиций чувашского народного искусства // Советская Чувашия. 1959. 18 авг.
  4. Гумилёв Л.Н., Крюкова Т.А., Хван М.Ф. Китайские письмена на чувашской рубахе // Чувашский гуманитарный вестник. 2006. № 1. С. 171–188.
  5. Дыбо А.В. Лингвистические контакты ранних тюрков. Лексический фонд. Пратюркский период. М.: Вост. лит., 2007. 222 с.
  6. Егоров Н.И. По следам златорогого оленя // Избранные труды. Этимология. Этноглотогенез. Этнолингвокультурология: в 2 т. Чебоксары: Новое время, 2009. Т. 2. С. 33–41.
  7. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Gettica). СПб.: Алетейя, 2000. 512 с.
  8. История чувашской литературы XVIII–XIX веков / В.Г Родионов, И.Ю. Кириллова, В.В. Никифорова. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2020. 296 с.
  9. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). 2-е изд., испр. и допол. М.: ИНСАН, РМФК, 1992. 208 с.
  10. Мусаев К.М. Представления тюрок о небе, небесных телах и явлениях // Природное окружение и материальная культура пратюркских народов / отв. ред. А.В. Дыбо; Ин-т языкознания РАН. М.: Вост. лит., 2008. С. 12-41..
  11. Нарты. Адыгский героический эпос. М.: Наука, 1974. 415 с.
  12. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153). М.: Наука, 1971. 136 с.
  13. Родионов В.Г. «Записка» («Рисала») Ибн Фадлана и особенности раннего формирования волжских булгар // Вестник Чувашского университета. 2022. № 2. С. 98–111.
  14. Родионов В.Г. Николай Ашмарин как мифолог-историк первой четверти XX века // Вестник Чувашского университета. 2020. № 2. С. 117–128.
  15. Родионов В.Г. Этнос. Культура. Слово. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 552 с.
  16. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков (Общетюркские и межтюркские основы на гласные). М.: Наука, 1974. 767 с.
  17. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. М.: Наука, 2006. 908 с.
  18. Шпилевский С.М. Древние города и другие булгарско-татарские памятники Казанской губернии. Казань: Унив. тип., 1877. 585 с.
  19. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен» (Ицзин). М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1993. 382 с.
  20. Чăваш халăх пултарулăхĕ. Тавралăх халапĕсем. Пĕрремĕш кĕнеке. Шупашкар: Чăваш кĕн. изд-ви, 2013. 494 с.

Сведения об авторе

Родионов Виталий Григорьевич – доктор филологических наук, профессор кафедры чувашской филологии и культуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vitrod1@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0143-7952).

Формат цитирования

Родионов В.Г. Образы первопредков гунно-булгар и их этногенетические предания // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 3. – С. 122–131. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-122-131.

Загрузить полный текст статьи