DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-5-16
УДК 39:303.425.2(470.344)
ББК 60:545.1(2Рос.Чув)
И.И. БОЙКО
Ключевые слова
этнический состав населения, Всероссийская перепись населения 2020, сложная этническая идентичность, социологические опросы, наблюдения переписчиков
Аннотация
Актуальность исследования определяется новыми подходами в официальном учете национальной принадлежности граждан России. Снижение численности представителей основных этнических групп как в России, так и в ее отдельных регионах повышает внимание к проблемам этнокультурного развития, межнациональных отношений. Публикация материалов переписи населения 2020 г. вызвала неоднозначную реакцию к ее организации и отдельным итогам.
Цель статьи – анализ материалов переписи населения о национальном составе населения, попытка подсчета граждан, заявивших о своем сложном этнокультурном выборе. Рассмотрены причины заметной разницы между материалами социологических опросов и данными переписи населения.
Материалы и методы. В статье проанализированы опубликованные данные переписи населения 2020 г., в частности данные пятого тома итогов ВПН-2020 «Национальный состав и владение языками» по России в целом и по Чувашской Республике в частности. Кроме того, были изучены «Методологические пояснения» к материалам переписи, а также ряд нормативно-правовых документов. По данным таблицы «Варианты ответов населения на вопрос “Ваша национальная принадлежность”» были подсчитаны сведения о численности лиц, избравших сложный вариант ответа на вопрос о национальной принадлежности.
Результаты исследования. Материалы переписи населения показали, что численность отдельных этнических групп Чувашии, представляющих старожильческое населения (кроме русских), за межпереписной период сократилась. Этот процесс определялся не естественным и механическим движением населения, а сменой этнической идентичности. Повышение численности и доли лиц, не указавших свою этническую принадлежность, происходило как за счет отказа отвечать на вопрос, так и за счет отрицательного ответа о наличии конкретной национальности. Кроме того, в Чувашии заметно возросла доля граждан, сведения о которых были почерпнуты из административных документов (пол и возраст). Число граждан, заявивших о сложной этнической идентичности, составляло около 0,2% от тех, кто назвал свою этническую принадлежность. Этот показатель в разы отстает от данных, полученных в ходе социологических опросов.
Выводы. Из приведенных материалов следует, что жители Чувашии более лояльно отнеслись к вопросу о своей национальной принадлежности сравнительно с гражданами России. Выбор сложного варианта этнической принадлежности не отличался массовостью, но также имел отличия от подобного процесса в России в целом. Например, в республике чаще, чем в стране, русские, татары, мордва и украинцы выбирали сложный вариант национальной принадлежности. Для чувашей была характерна обратная картина, татары, проживающие в России и Чувашии, имели одинаковые показатели этнокультурной сложности. У большинства населения определение этнической идентичности особых затруднений не вызывало, но в то же время в этом процессе отмечены как трудности, так и желание дистанцироваться от подобного самоопределения.
Литература
Сведения об авторе
Бойко Иван Иванович – доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения, архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет; главный научный сотрудник, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Россия, Чебоксары (boyko2003@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9202-615X).
Формат цитирования
Бойко И.И. Этнокультурная сложность населения Чувашии по данным переписи 2020 года // Вестник Чувашского университета. – 2024. – № 1. – С. 5–16. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-5-16.