Главная  /  Новости  /  СНО  /  Заведующая кафедрой философии образования МГУ Е.В. Брызгалина: «В Чувашском госуниверситете создается среда для реализации студенческих инициатив в научно-техническом и художественном творчестве. Это идеально оптимальный вариант»

Заведующая кафедрой философии образования МГУ Е.В. Брызгалина: «В Чувашском госуниверситете создается среда для реализации студенческих инициатив в научно-техническом и художественном творчестве. Это идеально оптимальный вариант»

15.06.2024
Категории: СНО и Сотрудникам.

Недавно наш вуз посетила заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Е.В. Брызгалина, которая прочитала лекции для преподавателей и сотрудников. Одна из злободневных тем, которую она затронула, профориентация в современных условиях. Так как вопрос «куда пойти учиться ребенку?» волнует многих родителей, мы пообщались с Еленой Владимировной более детально.

– Елена Владимировна, с чего лучше начать профориентацию с детьми – с тестов, кружков?

– Лучше начать с игры в возрасте от трех до пяти лет. И делать это в обычных воспитательных практиках: читать вместе книжки, смотреть мультфильмы, играть. И обращать внимание детей на аспекты, связанные с трудом. Например, играя в магазин, проговорить, чем занимается продавец, играя в больницу – что делает врач и т.д. Тогда проблема выбора не станет в будущем дамокловым мечом над ребенком, в результате естественный интерес к труду и трудовой деятельности.

Еще я бы рекомендовала родителям обращать внимание на то, что они говорят дома про свою работу. Если дети слышат только негативное, то формируется устойчивая связка, что труд – это что-то, вызывающее отторжение. Понимаю, что мы все устаем, в семью приносим то, что нас волнует. Но нужно обращать внимание, чтобы это было дозированно, с утверждением, как нравится работа, что труд приносит пользу людям и т.д.

А современная культура толкает молодых людей на получение удовольствий. И счастье, что молодой человек выбирает такую стезю, где труд во благо совпадет с собственным интересом и удовольствием.

Если родители будут это держать в фокусе, то можно избежать кризиса последних школьных лет – куда пойти учиться, как выбрать профессию. Все получится естественным образом.

– Как разглядеть в ребенке талант, одаренность, на что обратить внимание?

– Выявить то, что дается ребенку легче всего. На первый взгляд, это выглядит парадоксально, потому что мы все знаем и слышали фразы и поговорки «без труда не вынешь и рыбку из пруда», «ты должен закалять характер, преодолевать себя», «не нравится играть на музыкальном инструменте, тренируйся – и все получится». Но на самом деле сегодня педагогика склоняется к тому, чтобы внимательно смотреть за ребенком и создавать ему условие в виде разнообразных сред. И ничего страшного нет в том, что ребенок сегодня поиграет на музыкальном инструменте, завтра пойдет потанцует, потом позанимается математикой, покатается на лошадке и т.д. Это разнообразие сред позволит ребенку выбрать не под влиянием родительского авторитета, родительских представлений, а исходя из того, что ему по сердцу и по возможностям. Здесь родителям нужен большой ресурс, и не столько материальный, сколько интеллектуальный и организационный.

Еще раз подчеркну – не надо осуждать, если ребенок действительно пробует разные кружки. Родителям просто нужно создать условия для этого выбора. Но тогда вопрос переходит в другую плоскость – экономическую, и даже в политическую: как быть, если эти условия в семье, скажем, неполны. Здесь уже можно рассчитывать на помощь государства через поддержку кружков, дополнительного образования. Возможностей сегодня много, просто родителям надо быть активней. Я на лекциях приводила статистику, как мало родителей путешествуют вместе с детьми, ходят в театр, занимаются спортом. Поэтому нужно больше включать детей в орбиту своей жизни.

– А что делать родителям ребенка, которому абсолютно ничего не интересно?

– Изначально большой выбор возможностей, которые представляет современная культура, конечно, затрудняет выбор. Думаю, выход в этом случае – попробовать совершенно новое, посмотреть на среды, с которыми ребенок не знаком. Уверена, что они найдутся и в разнообразии структуры ДПО.

Также нужно обратить внимание на то, что ребенку дается легче. Если все одинаково не нравится, что-то же дается легко? Можно попробовать идти в этом направлении и углубляться через минимально отличающуюся заинтересованность. Сегодня в любой профессиональной деятельности человек должен продемонстрировать разные возможности. Например, всегда востребованы развитые коммуникации, особенно в командной работе. И можно найти себя, прокачивая эти коммуникативные навыки.

А подросткам чаще всего нравится общаться. И это универсальный совет для родителей подростков: ничего не нравится, но общаться ведь тебе нравится? Значит, можно развиваться, к примеру, в блогерстве. Тогда нужно ответь на вопрос, что ты хочешь транслировать миру. Хочешь быть интересен, хочешь, чтобы тебя слушали – прокачай риторические навыки, прокачай какое-то уникальное содержание. То есть, нужно оттолкнуться от минимально проявленного интереса.

– Что делать, если ребенок, поступив в вуз, понял, что выбранное направление – не его?

– Для молодых людей переход в вуз – это такой рубеж, за которым, они думают, будет все автоматически хорошо. И перед вузом стоит задача работать с младшекурсниками, как с подростками в школе. Не уповать на их самостоятельность (откуда она возьмется, если родители в школе не создавали условие для самостоятельности). Не уповать, что сам поймет. Преподавателям нужно сопровождать первокурсников, говорить о смыслах, объяснять. Простой пример: когда студент видит название новой дисциплины, у него возникает вопрос «а зачем?». И если преподаватель не делает привязку дисциплины к общей системе знаний, к будущей профессиональной карьере, у студента идет разочарование. И это касается всех дисциплин, так как на начальных курсах много общеобразовательных, фундаментальных.

К сожалению, сегодня мы имеем дело с очень прагматичным поколением. И если они не знают, как применять знания, то ценность этого знания фактически нулевая. Я сама, как преподаватель, замечаю, что трачу все больше времени, чтобы объяснять студентам, зачем учить мой предмет. Например, студент мне заявляет: «Я пришел за юридическим дипломом, как я продам ваши общегуманитарные знания работодателю?». Отвечаю ему: «Не продается, потому что критическое мышление, навык создания текста, работа в рамках текстовой культуры не имеет прямого экономического эквивалента».

Мы, преподаватели, немного не готовы заниматься воспитанием, сопровождением студентов. Но если мы хотим, чтобы высшее образование было качественным, не надо лениться говорить о смыслах.

– Большая проблема для современной молодежи – так называемое soft skills. Как научить молодежь «мягким навыкам»?

– «Мягкие навыки» являются результатом не только учебной деятельности. И здесь я, конечно, имею повод сказать, что в Чувашском госуниверситете создается среда для реализации студенческих инициатив в научно-техническом и художественном творчестве. Это идеально оптимальный вариант, когда не ставится отдельная задача: вот здесь у нас hard skills – «твердые» знания, а теперь мы формируем soft. «Мягкие навыки» формируются внутри обычной студенческой университетской жизни – через включение в разные виды активности.

Но мы, работая в вузе, понимаем, что не все зависит от нас. Если мы предлагаем студенту, а он не берет, если у нас одни и те же выезжают в лагеря, на форумы, одни и те же поют, танцуют и входят в студенческий актив, то это частично наша недоработка, а частично – отсутствие позиции студента. И работать нужно только через демонстрацию возможностей и информирование. Это точечная индивидуальная работа кураторов групп, отвечающих за воспитательную работу; молодых специалистов, которые в силу поколенческой близости лучше понимают студентов. Здесь, думаю, какой-то потолок потенциала не установить. Но то, что у вас делается в университете, – очень правильный подход. Это сознательная позиция ректора – сохранять баланс между качеством подготовки по hard skills и для развития soft.

– И в качестве заключения – как же родителям, учителям помочь школьнику выбрать будущую профессию и не ошибиться?

– В первую очередь, нужно помочь разобраться в себе. Если молодой человек осознанно к себе относится, знает свои сильные и слабые стороны, понимает, чего он хочет, то все получится. Ведь зачастую подростку трудно даже сформулировать, каким он хочет быть. Поэтому надо обратить его внимание на три аспекта «хочу – даю свою оценку себя – могу». А дальше смотреть, что от него ждет регион, страна, общество. И вот на этом стыке «хочу, могу и надо» выбирать пересечение. И тогда ошибки не будет.

О. ГЕРАСИМОВА