Сфера научных интересов – социология семьи, социология управления, этические проблемы, методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Недавно Марина Николаевна отметила 50-летний юбилей.
– Это длинная история. Мои родители учились на заочном отделении историко-филологического факультета. Когда пришло время защиты дипломной работы, папа привез меня на факультет. Провел экскурсию, в буфете однокурсники родителей угостили эклером. Папа тогда произнес фразу: «Ты здесь должна работать». В школе я полюбила историю и после ее окончания решила поступить на исторический факультет ЧувГУ. После пяти лет обучения, активной студенческой жизни мне предложили место ассистента на кафедре всеобщей истории. Вариантов трудоустройства было несколько, к этому времени работала в СОШ № 34 г. Чебоксары (ныне гимназия № 1), первым заместителем председателя студсовета, была возможность работать в Госкомитете по делам молодежи. Я выбрала работу преподавателя.
– Кандидатскую защитила, когда мне было 25 лет. Дальше был ориентир на рождение и воспитание детей, покупку собственного жилья. К сожалению, в то время не было широкого выбора льготных ипотечных программ, чтобы заниматься наукой и не думать о материальном.
Сегодня я веду предметы «Основы этики», «Введение в межкультурную коммуникацию», которые любят студенты. Мы не сидим на месте, проводим экскурсии по городу, на базах работодателей, посещаем кафе и театры. Как заместитель декана составляю учебные планы с учетом госстандартов и требований работодателей.
Как ученый участвовала в написании монографий, среди них – «Полвека на ниве образования», «55 лет в ногу со временем», посвященные юбилеям альма-матер.
– Новые обычно возникают внезапно. У меня много текущих направлений: подготовка абитуриентов, подготовка экспертов, переподготовка и повышение квалификации учителей, олимпиады по обществознанию.
– Преподавательская деятельность – это не «игра в одни ворота». Это двухсторонний процесс, когда ты находишь новые фишки в преподавании, а студенты тебе говорят большое спасибо за занятие. В преподавании нет конца совершенству, постоянно можно находить новые формы взаимодействия со студентами, школьниками. Это мотивирует меня постоянно учиться: учиться у них, учиться на различных курсах. В год в среднем прохожу 2-3 курса повышения квалификации и внедряю в свою работу новые приемы.
– Я всегда много работала и баланс между работой и отдыхом нашла совсем недавно. Возможно, потому, что дети выросли и выпорхнули из родного гнезда. Сегодня в моем расписании обязательны плавание (спасибо университету, что рядом с работой отличный бассейн), йога. По сезону к этому присоединяются летом – дача, походы по ягоды и грибы, зимой – лыжи.
– Все крупные вопросы мы решаем на семейном совете, поэтому каждый может заручиться поддержкой. Мы верим друг в друга, соответственно, поддерживаем. Единственное, проект должен иметь четкие цели и сроки. Например, ты сообщаешь: «Мне нужно подготовить учебный план к такому сроку, а потом я вся ваша». В этом случае все готовы создать условия для работы, а потом надеяться уже на мою помощь в других проектах нашей семьи.
– Отличное настроение. Планов много: подготовка новых курсов, подписание договоров с новыми базами практик для студентов, участие в профессиональных форумах.
Спрашивала О. Герасимова.