DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-223-231
УДК 93:323.3
ББК 63.3
О.А. ХАБИБРАХМАНОВА
Ключевые слова: интеллигенция вузов, рабочие факультеты, образование, Казанский университет, Правление университета, идеология.
Беспрецедентные шаги советской власти по трансформации высшего образования стали началом титанических преобразований всей системы образования в стране. В связи с этим особенно интересен опыт создания и функционирования рабочих факультетов, призванных стать «пионерами» в деле выстраивания нового образовательного пространства. Функции рабочих факультетов были четко определены советским правительством и сформулированы в многочисленных постановлениях. Но все ли предписания новой власти неукоснительно соблюдались на местах? Какую роль в деле развития рабочих факультетов играли участники образовательного процесса?
Цель исследования – изучение позиции вузовской интеллигенции по отношению к созданию и функционированию рабочих факультетов.
Материалы и методы. В исследовании использовались документальные источники, свидетельствующие о появлении новых форм организации учебного процесса в высших учебных заведениях страны. Использованный комплекс архивных документов позволил раскрыть назначение и функции рабочих факультетов. История становления рабочих факультетов реконструирована посредством анализа социально-культурных практик представителей профессорско-преподавательской корпорации Казанского университета. На основе изучения дневниковых записей, докладов ученых на конференциях, различного рода заседаниях, а также на основе анализа вузовской протокольной документации, были реконструированы взгляды вузовской интеллигенции на реформы в системе высшего образования, в частности на устройство рабочих факультетов.
Результаты исследования. Весьма неоднозначные позиции профессоров и преподавателей Казанского университета, выявленные в ходе исследования, раскрыли как сложности, так и специфику процесса формирования нового советского образования. Изучение социально-культурных практик вузовской интеллигенции показало всю многослойность, полифоничность протекающих процессов. Вузовская интеллигенция, в силу специфики восприятия меняющегося социально-культурного (академического) пространства, не склонна была однозначно «принимать» или «отвергать» советские нововведения. Столкновение разных социально-культурных практик, тех, что приобретались в дореволюционном образовательном пространстве, практик маргинализированного характера и, наконец, практик революционного толка, рождало иные культурные ориентиры, разрушая привычный некогда культурно-образовательный ландшафт. Как следствие, менялись и первоначальные замыслы и взгляды властей на устройство высшего образования.
Выводы. Анализ документальных источников показывает, что уже к концу 1930-х гг. рабочие факультеты, выполнив свою, в первую очередь идеологическую, функцию по пролетаризации высших учебных заведений страны, оказались ненужным образовательным элементом в системе высшего образования. Со временем социальные практики профессоров и преподавателей вузов доказали и ненужность наводнения вузов пролетарской молодежью, доля которых в конце 1930-х гг. стала стремительно снижаться.
Литература
Сведения об авторе
Хабибрахманова Ольга Аркадьевна – доктор исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социологии, Казанский государственный медицинский университет, Россия, Казань (Olgaah@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6586-872X).
Формат цитирования
Хабибрахманова О.А. Рабочие факультеты казанских вузов 1920-х годов – школа политического воспитания или требование времени? // Вестник Чувашского университета. 2024. № 3. С. 223–231. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-223-231.