Главная  /  Новости  /  Научный полк  /  Заслуженный профессор ЧувГУ А.К. Аракелян (1923-2013 гг.): «Волга встретила горящим пламенем»

Заслуженный профессор ЧувГУ А.К. Аракелян (1923-2013 гг.): «Волга встретила горящим пламенем»

28.03.2025

«Весной 1941 года я окончил среднюю школу и аэроклуб в г. Баку. С началом Великой Отечественной войны добровольцем ушел в армию и был направлен в 26-ю Военно-авиационную школу пилотов г. Тбилиси», – делился воспоминаниями Александр Карапетович Аракелян, первый проректор по учебной работе Чувашского государственного университета имении И.Н. Ульянова, доктор технических наук, почетный академик Академии электротехнических наук Российской Федерации, заслуженный профессор ЧувГУ.

Александр Карапетович – уроженец Армении, вырос в городе Баку. Любовь к авиации привела его сначала в кружок по авиамоделестроению при городском Доме пионеров, а затем, в 1940 году, – в аэроклуб.

Начало Великой Отечественной войны застало Александра в Азербайджанском индустриальном институте имени М. Азизбекова, куда он пришел 22 июня 1941 года, чтобы определиться, на какую же специальность подавать документы. Он мечтал стать архитектором, так как неплохо рисовал, или строителем.

«К полудню я поехал в институт. В вестибюле вуза, где была выставлена вся информация по условиям приема, толпилось много юношей и девушек, которые смотрели объявления, обменивались мнениями, получали консультации… И вдруг гул в помещении затих, и пошел слух о том, что началась война с немцами. Все моментально поспешили к выходу, и я в том числе. На улице увидел толпу людей. Подбежав ближе к репродуктору, уловил последние слова говорящего: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» У меня сразу же отпало желание возвращаться в помещение приемной комиссии института. Я побежал в Дзержинский райвоенкомат», – вспоминал ветеран в книге «Подвиг их бессмертен».

Начало войны резко изменило планы Александра Карапетовича. Он сразу вызвался добровольцем, когда разрешили призывать тех, кто еще не достиг призывного возраста, но рвался на фронт. Его направили в Тбилисскую 26-ю военно-авиационную школу пилотов. После успешного окончания этой школы летом 1942 года был переведен в Черниговское военно-авиационное училище летчиков-истребителей. Наконец, сбылась его юношеская мечта – летать на военных самолетах.

По завершении летной подготовки из выпускников сформировали батальон парашютистов-автоматчиков для десантирования в тыл немцев, которые стремились к Сталинграду. После месячной подготовки ребят доставили в г. Красноводск, где их должен был взять десантный самолет для забрасывания в район г. Калач-на-Дону (под Сталинградом).

«Однако десантный самолет так и не прислали. Мы ехали по железной дороге через г. Аральск на восточный берег Волги. Река встретила нас горящим пламенем, возникшим после немецкой бомбардировки нефтяных складов севернее Сталинграда. По льду Волги текла нефть с мазутом, лед еще не растаял, поэтому невозможно было форсировать реку на приготовленных плотах. Пришлось ждать, пока откроется вода. Начали форсирование реки под шквальным огнем немцев с противоположного берега. На наших глазах погибло много курсантов, затонувших на самодельных плотах.

Мы оказались в Сталинграде – разбитом до основания городе. После нескольких дней боев немцы сдались. Был пленен командующий Паулюс, и мы, оставшиеся в живых, были первыми посетителями универмага, в подвале которого укрывались немцы.

После всего этого нас, оставшихся в живых (из 350 курсантов-летчиков выжило около 100-150 человек), собрали и снова перевезли в училище, теперь перебазировавшееся в Краснодарский край, в станицу Ленинградскую.

Пришлось переучиваться летать на самолетах-истребителях конструкции Яковлева: ЯК-1, Як-7. Необходимо было изучить их конструкции, особенности пилотирования, стрельбу из бортового оружия. Повторно окончив училище, я был направлен в Прибалтийский фронт – в расположение 122 гвардейского авиаполка 15-й Воздушной Армии.

Нашей боевой задачей было сопровождение бомбардировщиков-штурмовиков Пе-2, бомбивших передний край обороны немцев г. Кенигсберг. При сопровождении этих авиаполков над Балтийским морем часто встречались с немецкими мессершмитами, которые пытались отбить нас от бомбардировщиков. Завязывались воздушные бои, но врагам не удавалось нанести большой ущерб. Во время одного из нападений немец ударил мне в спину, надежно защищенную бронеспинкой. Разорвавшийся снаряд своим осколком поранил левую руку. Обошлось без серьезной травмы», – приводятся воспоминания бывшего летчика-истребителя на сайте движения «Бессмертный полк».

Конец войны А.К. Аракелян встретил в Восточной Пруссии, в г. Витенсберг. Из-за боевых навыков он был командирован в Академию им. Жуковского. Однако после отпуска, предоставленного после окончания войны, поехал в Баку к родным. Там, встретив своих однополчан, ранее демобилизованных по ранению, решил вернуться на гражданку и окончить вуз. Это удалось реализовать после демобилизации в 1948 году. Любовь к авиационной технике чуть было не привела его в Московский авиационный институт. Однако повышенный интерес к электрооборудованию самолетов, на которых он летал, предопределил выбор – он стал студентом Азербайджанского индустриального института, который окончил в 1953 году. В 1953-1958 годы работал в «Краснодарэнерго», на Апшеронской ЦЭС и Афипской ГРЭС. В 1961-м завершил обучение в аспирантуре Московского энергетического института. С ноября 1961 года трудился в Чебоксарах, в Волжском филиале Московского энергетического института; с 1967 года – в Чувашском государственном университете. Он основал научную школу по электроприводу с вентильным двигателем, подготовил 15 кандидатов наук и двух докторов наук. Автор более 300 научных и учебно-методических работ, в том числе трех монографий, 21 изобретения.

Именем А.К. Аракеляна названа лаборатория силовой преобразовательной техники ЧувГУ, открытая в 2021 году.