Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2025 – № 1. Тема выпуска: Исторические науки  /  КЕРЕМЕТЫ (КИРЕМЕТИ) КАК ПРИРОДНЫЕ ДУХИ И РОДОВЫЕ БОЖЕСТВА У МАРИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА

КЕРЕМЕТЫ (КИРЕМЕТИ) КАК ПРИРОДНЫЕ ДУХИ И РОДОВЫЕ БОЖЕСТВА У МАРИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА

DOI: 10.47026/1810-1909-2025-1-43-53

УДК 398.95

ББК 63.5(2)

А.С. ИЛИКАЕВ

Ключевые слова

керемет (киреметь), культ кереметов, мари, мордва, татары, удмурты, чуваши.

Аннотация

Кереметы являются одними из важнейших образов и понятий в традиционных верованиях проживающих в регионе Урало-Поволжья народов. Несмотря на наличие большого числа работ, затрагивающих тему кереметов, до сих пор не существует обобщающего труда, посвященного указанной проблеме.

Цель исследования заключается в раскрытии происхождения и характера кереметов и их культа как природных духов и родовых божеств у мари и некоторых других народов Башкортостана.

Материалы и методы. Основой статьи послужили научная литература, а также полевые исследования автора. В работе использовался в основном сравнительно-исторический метод.

Результаты. В ходе анализа образов кереметов были выделены следующие положения. Термин «керемет» восходит к чувашскому слову «киремет» и является булгаро-исламским понятием. При этом у народов Урало-Поволжья, в том числе в республике Башкортостан, культ кереметов наложился на местные культы. Судя по некоторым архаическим названиям кереметов у восточных мари, можно предположить, что наиболее древним обликом кереметов был орнитоподобный. Также, возможно, кереметы могли почитаться в образе других животных. Очевидна связь кереметов с различными объектами (деревьями, источниками) и формами рельефа (горами, оврагами). Важно отметить, что у мари Башкирии, чувашей и удмуртов кереметы до сих пор часто обозначаются собственными наименованиями природных духов: водыж/тӱҥ, йерех, луд кузё. Вероятно, в основе местного культа кереметов лежали пережитки анимистическо-тотемистических верований.

Выводы. Таким образом, у мари, мордвы, татар, чувашей и удмуртов под кереметами, как правило, понимается категория духов, связанная с дикой природой и культом предков. Хотя некоторые кереметы, как, например, у татар, имеют прямое отношение к исламскому культу, ряд их основополагающих компонентов является исключительно «языческим».

Литература

  1. Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М.: Наука, 1981. 144 с.
  2. Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа марий. Краснококшайск: Маробиздат, 1927. 127 с.
  3. Васильев В.М. Тотемистические пережитки в воззрениях марийского народа // Научно-рукописный фонд Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева. Оп. 1. Ед. хр. 15.
  4. Вершинин В.И. Марий мут-влакын кушеч лиймышт: этимологий мутер = Происхождение слов марийского языка: этимологический словарь: в 2 т. Т. 2. Н–Я. Йошкар-Ола: ООО ИПФ «Стиринг», 2018. 394 с.
  5. Вовина О.П. Чувашская киреметь: традиции и символы в освоении сакрального пространства // Этнографическое обозрение. 2002. № 4. С. 39–65.
  6. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. 2-е изд., доп. Ижевск: Удмуртия, 2018. 400 с.
  7. Голубкин П.С. Тайна «Султан-Керемета». Краткий историко-этнографический очерк о пережитках дохристианских народных верований восточных марийцев. Туймазы, 1994. 78 с.
  8. Денисов В.В. Религиозные верования чуваш: Ист.-этногр. очерки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. 408 с.
  9. Дмитриева И.В. К вопросу о культе киреметь в дохристианской религии чувашей (по материалам В.К. Магницкого) // Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 27–30.
  10. Ефремова Д.Ю., Устьянцев Г.Ю. Бог, дух и дьявол. Статус и образ керемета в современном марийском фольклоре // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 114–123.
  11. Иликаев А.С. Матриархальные проявления ранних форм религии в космогонических мифах народов Урало-Поволжья: башкиры, марийцы, русские: монография. Уфа: РИЦ УУНиТ, 2024. 330 с.
  12. Калиев Ю.А. Мифы марийского народа. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2019. 447 с.
  13. Марийский фольклор: Мифы, легенды, предания / сост. В.А. Акцорин. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1991. 285 с.
  14. Матвеев Г.М. Культ киреметя в мифоязыческом сознании чувашского народа // Вестник Чувашского университета. 2005. № 1. С. 110–118.
  15. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998. 244 с.
  16. Молекулярная генеалогия. Этническая история: вопросы Владимиру Напольских [Электронный ресурс]. URL: https://forum.molgen.org/index.php/topic,365.msg41024.html#msg41024 (дата обращения: 27.05.22).
  17. Морохин Н.В. Боги Лесного Заволжья. Н. Новгород: Литера, 2023. 464 с.
  18. Нурминский С.А. Очерк религиозных верований черемис // Православный собеседник. 1862. Ч. III, № 12. С. 236–296.
  19. Обыдёнов М.Ф., Корепанов К.И., Потапова С.В. Картина мира и Мировое древо в памятниках искусства Урало-Поволжья. Уфа: Юрика, 2003. 289 с.
  20. Полевые материалы автора (далее – ПМА). 2023. Республика Башкортостан, Мишкинский район, д. Кайраково. Записано у Галимуллина Д.А. (1954 г.р.).
  21. ПМА. 2024. Республика Башкортостан, Калтасинский район, д. Василово. Записано у Зайнетдинова Р.З. (1954 г.р.).
  22. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Мишкинский район, д. Большесухоязово. Записано у Изиляева А.А. (1983 г.р.).
  23. ПМА. 2024. Республика Башкортостан, Мишкинский район, д. Ирсаево. Записано у Иликаевой И.А. (1947 г.р.).
  24. ПМА. 2023–2024. Республика Башкортостан, Мишкинский район, д. Ирсаево. Записано у Камилянова В.А. (1974 г.р.).
  25. ПМА 2023–2024. Республика Башкортостан, Нуримановский район, д. Старобедеево. Записано у Матюшиной Л.С. (1971 г.р.).
  26. ПМА 2024. Пермский край, Суксунский городской округ, д. Тебеняки. Записано у Паньковой Г.А. (1959 г.р.).
  27. ПМА. 2023-2024. Республика Башкортостан, Мишкинский район, д. Озерки. Записано у Янмурзина А.А. (1974 г.р.).
  28. Руденко К.А. Булгарские святилища ХI–ХIV вв. (по археологическим материалам) // Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования: сб. ст. / отв. ред., авт. предисл. Н.И. Шутова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 36–66.
  29. Садиков Р.Р. Культ Луда/Керемета у закамских удмуртов // Этнографическое обозрение. 2008. № 4. С. 102–112.
  30. Ситников К.И. Словарь марийской мифологии. Т. 1. Боги, духи, герои. Йошкар-Ола, 2006. 160 с.
  31. Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология. Этнографический справочник. Йошкар-Ола: МПИК, 2007. 312 с.
  32. Черных С.Я. Словарь марийских личных имен (Марий еҥ лӱм-влак мутер). Около 16000 имён. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 1995. 626 с.
  33. Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: Удмурт. ин-т истории, языка и литературы УрО РАН, 2001. 304 с.
  34. Шатилов М.Б. Ваховские остяки: (родовые и семейные отношения, управление, суд и обычное право). Томск: Изд-во Томского краевого музея, 1929. 21 с.
  35. Этимологический словарь русского языка (М.Р. Фасмер) [Электронный ресурс]. URL:http://rus-yaz.niv.ru/doc/etymological-dictionary/fc/slovar-202-5.htm (дата обращения: 30.06.2024).

Сведения об авторе

Иликаев Александр Сергеевич – кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и связей с общественностью, Уфимский университет науки и технологий, Россия, Уфа (jumo@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0003-6773-9053).

Формат цитирования

Иликаев А.С. Кереметы (киремети) как природные духи и родовые божества у мари и некоторых других народов Башкортостана // Вестник Чувашского университета. 2025. № 1. С. 43–53. DOI: 10.47026/ 1810-1909-2025-1-43-53.

Загрузить полный текст статьи