Главная  /  ДЕТИ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕТИ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-3-109-123

УДК 37.062

ББК 60.54

Е.А. ОМЕЛЬЧЕНКО, А.А. ШЕВЦОВА

Работа выполнена в рамках госзадания МПГУ «Научно-методическая разработка и апробация системы оценки уровня владения языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего образования», № 123022200004-6,
а также проекта «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей
в российских образовательных организациях», поддержанного Фондом президентских грантов

Ключевые слова

миграционные процессы, адаптация детей из семей с миграционной историей, иноэтничные мигранты, дети-инофоны, Оренбургская область

Аннотация

Школы и детские сады Оренбуржья, как и многих других регионов России, с начала 2000-х гг. стали принимать на обучение детей из семей мигрантов Центральной Азии и Закавказья. В 2010-х гг. эта тенденция усилилась, и классы стали наполняться уже значительными группами детей, семьи которых в течение последних десяти лет переехали в регион. Оренбургская область многонациональна сама по себе, поэтому приток иноэтничных мигрантов лишь увеличил поликультурный характер детских и педагогических коллективов.

Целью исследования являются определение уровня языковой и социально-культурной адаптации детей с миграционной историей в регионе, степени готовности образовательных организаций Оренбургской области к приему несовершеннолетних иностранных граждан и формирование представлений об установках семей мигрантов и самих учеников на полноценную социально-культурную интеграцию в российское общество.

Методы и материалы. Источниковой базой исследования послужили статистические материалы относительно процессов миграции, глубинные интервью и собеседования с педагогами и администрацией образовательных организаций Оренбургской области, диагностическое обследование школьников-инофонов в трех образовательных организациях региона по специальной методике.

Научная новизна исследования заключается в соединении прикладного этнографического инструментария с исследованием современной ситуации в системе образования региона. Авторы отвечают на проблемный вопрос: как организовать работу по языковой и социокультурной адаптации обучающихся-инофонов в зависимости от доли детей с миграционной историей в школе, ступени образования и уровня квалификации педагогов на примере конкретных образовательных городов Оренбурга и Орска, Пригородного района Оренбургской области.

Результаты исследования. Анализируются данные, собранные в ряде городов России в 2021–2022 гг., в том числе в исследуемом регионе, позволяющие утверждать, что доля детей из семей мигрантов в школе и родной язык детей-инофонов не являются определяющими факторами прогресса языковой и социокультурной адаптации средствами образования. Приводится описание примерного распределения участвовавших в исследовании обучающихся с миграционной историей по четырем группам в зависимости от рекомендуемой модели языковой адаптации. Выделяется фактор, значительно осложняющий деятельность по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов в условиях Оренбургской области: это «маятниковая» миграция, а также продолжительные летние и зимние каникулы, когда родители отправляют детей на родину «к бабушкам и дедушкам», не особо считаясь с необходимостью поддержки языковой практики. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что большинство учеников с миграционной историей в Оренбургской области связывают свое будущее с Россией: таких ребят очень важно поддержать на начальном этапе адаптации и обучения в российской школе, поскольку, как правило, они будут мотивированы на успешную учебу и продвижение по социальной лестнице в том случае, если языковый барьер будет преодолен.

Выводы. В целом накопленный в Оренбуржье опыт многолетнего позитивного межэтнического взаимодействия и достаточно разумно выстраиваемые национальная и миграционная политика создают основу для успешной адаптации и интеграции прибывающих в регион семей мигрантов. Однако если говорить о системе образования Оренбургской области, то для успешного решения задач по языковой и социально-культурной адаптации детей с миграционной историей школам Оренбуржья требуется дополнительная кадровая и финансовая поддержка.

Литература

  1. В Оренбургской области в 2021 году наблюдается миграционный прирост населения [Электронный ресурс] // Оренбург. Инцидент: новостной телеграм-канал. URL: https://t.me/incidentoren/9372 (дата обращения 23.07.2023).
  2. Всероссийская перепись населения 2020 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики (Росстат): сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 29.12.2022).
  3. Джангазиева А.С. Педагогические ресурсы школы в организации первичной профилактики делинкветного поведения подростков-мигрантов // Человек и образование. 2013. № 1. С. 50–54.
  4. Дюсупова Л.В. Многообразие языков Оренбургского края // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 1(201). С. 3–7.
  5. Концепция миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года: Указ Губернатора Оренбургской области от 05.06.2013 г. № 583-ук [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/430594988 (дата обращения: 29.12.2022).
  6. Локомотив А. +692. В Оренбургской области в 2021 году наблюдается миграционный прирост населения [Электронный ресурс] // Урал56.ру. 2021. 28 окт. URL: https://www.ural56.ru/news/670835/ (дата обращения: 29.12.2022).
  7. Омельченко Е.А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество (историко-этнографическое исследование на материалах системы образования): дис. … д-ра ист. наук. М., 2022. 525 с.
  8. Опубликованы результаты переписи: оренбуржцев стало значительно меньше [Электронный ресурс] // Orenday: новостной сайт. URL: https://orenday.ru/news/100123160008 (дата обращения: 23.07.2023).
  9. План мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2020–2022 гг. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 г. № 265-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/552455476 (дата обращения: 29.12.2022).
  10. Сдвижкова Е. На фоне пандемии в Оренбургской области сократился поток мигрантов // Ресурсный центр в сфере миграции. 24.02.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://migrantocenter.ru/2022/02/24/на-фоне-пандемии-в-оренбургской-обл/ (дата обращения: 29.12.2022).
  11. Семененко И.С. Гражданская идентичность // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1. Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий / отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2012. 208 с.
  12. Стратегия государственной национальной политики в Оренбургской области на период до 2025 года (пункт 10). Постановление Правительства Оренбургской области от 20.05.2015 г. № 379-п [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/428599807 (дата обращения: 29.12.2022).
  13. Rumbaut R.G., Ima K. The Adaptation of Southeast Asian Refugee Youth: A Comparative Study. Final Report to the Office of Resettlement. San Diego State Univ., CA. of Sociology. 1988, 208 p.

Сведения об авторах

Омельченко Елена Александровна – доктор исторических наук, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ea.omelchenko@mpgu.su; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2019-2586).

Шевцова Анна Александровна – доктор исторических наук, заместитель декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ash@inbox.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3602-4728).

Формат цитирования

Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Дети с миграционной историей в системе образования Оренбургской области // Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 109–123. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-3-109-123.

Загрузить полный текст статьи