DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-3-109-123
УДК 37.062
ББК 60.54
Е.А. ОМЕЛЬЧЕНКО, А.А. ШЕВЦОВА
Работа выполнена в рамках госзадания МПГУ «Научно-методическая разработка и апробация системы оценки уровня владения языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего образования», № 123022200004-6,
а также проекта «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей
в российских образовательных организациях», поддержанного Фондом президентских грантов
Ключевые слова
миграционные процессы, адаптация детей из семей с миграционной историей, иноэтничные мигранты, дети-инофоны, Оренбургская область
Аннотация
Школы и детские сады Оренбуржья, как и многих других регионов России, с начала 2000-х гг. стали принимать на обучение детей из семей мигрантов Центральной Азии и Закавказья. В 2010-х гг. эта тенденция усилилась, и классы стали наполняться уже значительными группами детей, семьи которых в течение последних десяти лет переехали в регион. Оренбургская область многонациональна сама по себе, поэтому приток иноэтничных мигрантов лишь увеличил поликультурный характер детских и педагогических коллективов.
Целью исследования являются определение уровня языковой и социально-культурной адаптации детей с миграционной историей в регионе, степени готовности образовательных организаций Оренбургской области к приему несовершеннолетних иностранных граждан и формирование представлений об установках семей мигрантов и самих учеников на полноценную социально-культурную интеграцию в российское общество.
Методы и материалы. Источниковой базой исследования послужили статистические материалы относительно процессов миграции, глубинные интервью и собеседования с педагогами и администрацией образовательных организаций Оренбургской области, диагностическое обследование школьников-инофонов в трех образовательных организациях региона по специальной методике.
Научная новизна исследования заключается в соединении прикладного этнографического инструментария с исследованием современной ситуации в системе образования региона. Авторы отвечают на проблемный вопрос: как организовать работу по языковой и социокультурной адаптации обучающихся-инофонов в зависимости от доли детей с миграционной историей в школе, ступени образования и уровня квалификации педагогов на примере конкретных образовательных городов Оренбурга и Орска, Пригородного района Оренбургской области.
Результаты исследования. Анализируются данные, собранные в ряде городов России в 2021–2022 гг., в том числе в исследуемом регионе, позволяющие утверждать, что доля детей из семей мигрантов в школе и родной язык детей-инофонов не являются определяющими факторами прогресса языковой и социокультурной адаптации средствами образования. Приводится описание примерного распределения участвовавших в исследовании обучающихся с миграционной историей по четырем группам в зависимости от рекомендуемой модели языковой адаптации. Выделяется фактор, значительно осложняющий деятельность по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов в условиях Оренбургской области: это «маятниковая» миграция, а также продолжительные летние и зимние каникулы, когда родители отправляют детей на родину «к бабушкам и дедушкам», не особо считаясь с необходимостью поддержки языковой практики. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что большинство учеников с миграционной историей в Оренбургской области связывают свое будущее с Россией: таких ребят очень важно поддержать на начальном этапе адаптации и обучения в российской школе, поскольку, как правило, они будут мотивированы на успешную учебу и продвижение по социальной лестнице в том случае, если языковый барьер будет преодолен.
Выводы. В целом накопленный в Оренбуржье опыт многолетнего позитивного межэтнического взаимодействия и достаточно разумно выстраиваемые национальная и миграционная политика создают основу для успешной адаптации и интеграции прибывающих в регион семей мигрантов. Однако если говорить о системе образования Оренбургской области, то для успешного решения задач по языковой и социально-культурной адаптации детей с миграционной историей школам Оренбуржья требуется дополнительная кадровая и финансовая поддержка.
Литература
Сведения об авторах
Омельченко Елена Александровна – доктор исторических наук, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ea.omelchenko@mpgu.su; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2019-2586).
Шевцова Анна Александровна – доктор исторических наук, заместитель декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ash@inbox.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3602-4728).
Формат цитирования
Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Дети с миграционной историей в системе образования Оренбургской области // Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 109–123. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-3-109-123.