О.Н. Коршунова, Р.В. Кадыров
DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-38-44
Ключевые слова
государственность, служилые татары, служилые чуваши, социально-правовой статус, Среднее Поволжье, Чувашский край, этносословная группа
Аннотация
В статье представлен историографический анализ методологических подходов к понятиям «служилые татары», «служилые чуваши» и «ясачные чуваши». Указанные социальные категории населения позднего средневековья, проживавшие на территории Среднего Поволжья, включая Чувашский край, на протяжении длительного периода вызывали интерес историков к проблеме их этнической принадлежности. В период расширения земель Московского государства и становления Российского государства (вторая половина XVI–XIX вв.) отдельные представители чувашского этноса составляли часть этносоциальной категории служилых людей.
Как представители военно-служилого сословия они участвовали в военных компаниях на стороне Московского государства и несли засечную службу по охране его юго-восточных границ. В середине XVI–XVII вв. Чувашский край стал территорией колонизации и интеграции в систему российской государственности. Более того, чувашская земля стала одним из важных форпостов в процессе расширения территориальных границ России. Активное участие в событиях принимали и чуваши, входившие в служилую корпорацию. Процесс колонизации и интеграции в систему российской государственности стал этапным для формирования предпосылок становления чувашского этноса, в будущем государствообразующего. Именно в рассматриваемую эпоху в Чувашском крае обозначаются поселенческая структура, специфика духовной культуры, экономической и хозяйственной жизни, а также возводится город-крепость Алатырь – один из ведущих стратегических пунктов Московского государства на восточном направлении.
Ретроспективный анализ истории государственности чувашского народа побуждает по-новому взглянуть на исторические процессы, связанные с предпосылками ее становления и, в частности, взаимодействия с другими народами Среднего Поволжья, и обогатить представления о роли чувашского народа в становлении многонационального Российского государства.
Литература
- Апайчева И.А. Из опыта хозяйственного взаимодействия средневолжских национальных республик в 20-е годы // Создание и развитие национальных республик России: история и современность: материалы межвуз. науч. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1992. С. 40–42.
- Башкирская энциклопедия. Уфа, 2011. Т. 7. 624 с.
- Галлямов Р.Ф. (Галлям Р.Г.) После падения Казани… Казань: Тат. кн. изд-во, 2001. 143 с.
- Дурновцев В.И. Историческая память и историческое сознание в теоретико-методологических практиках // Историческая память и диалог культур: материалы межд. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. Т. 1. С. 5–23.
- Димитриев В.Д. Землевладение служилых чувашей Свияжского уезда в середине XVII века // Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 53–71.
- Димитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. Чебоксары: Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики, 2001. 120 с.
- Ермолаев И.П. Писцовая книга Ивана Болтина как источник // Писцовая книга Казанского уезда 1602–1603 гг. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. С. 23–24.
- Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары: ДИК, 2000. 100 с.
- Кадыров Р.В. Методологические подходы к рассмотрению понятий «служилые татары» и «служилые чуваши» в отечественной историографии // Парадигмы российской истории сквозь призму биографистики (к 140-летию Алексея Ивановича Яковлева): материалы Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 18 апр. 2019 г.). Чебоксары: Среда, 2019. С. 182–186.
- Кадыров Р.В. Организация засечной службы служилых татар при городе-крепости Алатырь // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. С. 113–
- Коршунова О.Н. Взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья в Новое время: исторический аспект. Чебоксары: Клио, 2000. 170 с.
- Коршунова О.Н., Карпов А.В. Христианское просвещение народов Среднего Поволжья в контексте исторической памяти // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 69–76.
- Никольский Н.В. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. Т. II. 447 с.
- Писцовая книга Казанского уезда 1602–1603 гг. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. 204 с.
- Писцовая книга поместных земель служилых татар в Свияжском уезде писца И. М. Аничкова // Российский государственный архив древних актов. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 433. Л. 1–263.
- Степанов Р.Н. К вопросу о служилых и ясачных татарах // Сборник аспирантских работ. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1964. С. 52–70.
- Татарская энциклопедия. Казань: Ин-т тат. энц. АН РТ, 2002–2016. Т. 1–7.
- Юркин Ив. Помещики – служилые татары из чуваш (Выписка из спорного дела XVII–XIX вв.) // Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. Ед.хр. 1597.
- Чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011. Т. 4. 798 с.
Сведения об авторах
Коршунова Ольга Николаевна – доктор исторических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и социологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, Казань (felix_kor@mail.ru).
Кадыров Рамиль Васильевич – доцент кафедры материалов и технологий легкой промышленности, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, Казань (kind2002@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2238-2604).
Формат цитирования
Коршунова О.Н., Кадыров Р.В. К проблеме изучения предпосылок национальной государственности чувашского народа // Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 3. – С. 38–44. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-38-44.
Загрузить полный текст статьи