Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 3.  /  КИНОИСКУССТВО КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

КИНОИСКУССТВО КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Т.А. Соловьева

DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-114-119

Ключевые слова

чувашский фильм, трест «Чувашкино», визуальное восприятие, национальное самосознание, Чувашская автономная область

Аннотация

В статье рассматривается один из важнейших этапов в процессе формирования национального самосознания чувашского народа, пришедшийся на начало XX в. Образование 24 июня 1920 г. Чувашской автономной области поставило перед руководством нового национально-государственного образования непростую задачу по консолидации населения и укреплению чувства принадлежности к единой нации. Отмечается, что основу национальной политики данного периода составили обращение к общему историческому прошлому и поддержка культурно-просветительских начинаний, в частности создание кинематографа как сильнейшего средства визуального воздействия. На примере первого чувашского художественного кинофильма «Волжские бунтари» (1926) прослеживается глубокое эмоциональное воздействие демонстрации образов традиционного быта и обрядов на широкую зрительскую аудиторию. На основе архивных документов делается вывод, что съемки и выход картин в прокат сыграли определенную роль в становлении национальной идентичности чувашского народа, давая повод гордиться своей культурой и знакомить с ней зрителей за пределами региона.

Литература

  1. Алексеев В.Н. Волжские бунтари // Чувашская энциклопедия: в 4 т. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. Т. 1. С. 343.
  2. Антонов Н.К. Из истории «Чувашкино» // Ученые записки ЧНИИ. Вып. 35. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИ, 1967. С. 98–109.
  3. Булдаков В.П. Кризис империи и революционный национализм начала XX в. в России // Вопросы истории. 2000. № 1. С. 29–45.
  4. Волжские бунтари // Канаш, 1926. 23 июня.
  5. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. Р-147. Оп. 1. Д. 364.
  6. ГИА ЧР. Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 2.
  7. ГИА ЧР. Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 4.
  8. ГИА ЧР. Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 7.
  9. Клементьев В.Н. Истоки государственности чувашей. Чебоксары: Новое время, 2014. 318 с.
  10. Научно-справочная библиотека ГИА ЧР. Воспоминания С.Н. Николаева. Прага: Русская радиция, 2015. 572 с.
  11. Сергеев Т.С. Научно-педагогическое наследие И.Н. Ульянова и современность. М.: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2009. 288 с.

 Сведения об авторе

Соловьева Татьяна Анатольевна – начальник отдела использования документов, Государственный исторический архив Чувашской Республики, Россия, Чебоксары (ts1109p@yandex.ru).

Формат цитирования

Соловьева Т.А. Киноискусство как метод формирования национального самосознания // Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 3. – С. 114–119. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-114-119.

Загрузить полный текст статьи