Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 3.  /  ВНЕШКОЛЬНАЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

ВНЕШКОЛЬНАЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

А.Ю. Гусарова

DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-14-21

Ключевые слова

внешкольное образование, народное образование, народные чтения, лекции, литературные чтения, внеклассные чтения, образовательные чтения.

Аннотация

История внешкольного образования в России во второй половине XIX – начале ХХ в. является частью народного образования, направленного на просвещение населения на основе принципа общедоступности посредством ряда культурно-просветительских и образовательных мероприятий. В отечественной историографии термином «внешкольное образование» принято обозначать развившуюся во второй половине XIX – начале ХХ в. просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц на удовлетворение образовательных запросов населения. На сегодняшний день актуальное ныне дополнительное образование является правопреемником внешкольного образования, получившее бурное развитие в пореформенный период. Большой вклад в становление такой системы образования вносили земства, городские думы, различные организации, церковь, частные лица. Однако свою лепту в просвещение народа вносили и школы.

В статье на основе принципа историзма и анализа рассмотрена проблема внешкольной просветительской деятельности учебных заведений Чувашского края второй половины XIX – начала XX в. через организацию различных чтений и лекций. Прослеживаются различные виды и тематики чтений. Такие формы внешкольного образования сыграли важную роль в деле просвещения и расширения кругозора у народных масс и учащихся в указанный период. Популярные чтения и лекции, быстро распространившись как в городской, так и в сельской среде, дали толчок для развития общего культурного пространства Чувашии пореформенного периода. Рассмотрение одного из аспектов внешкольного образования с привлечением новых архивных документов позволило раскрыть состояние образовательного и культурного уровня Чувашии того периода.

Литература

  1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. 122. Оп. 4. Д. 446.
  2. ГИА ЧР. Ф. 208. Оп. 1.
  3. ГИА ЧР. Ф. 208. Оп. 1. Д. 138.
  4. ГИА ЧР. Ф. 211. Оп. 2. Д. 23.
  5. ГИА ЧР. Ф. 213. Оп. 1. Д. 56.
  6. ГИА ЧР. Ф. 216. Оп. 1. Д. 361.
  7. ГИА ЧР. Ф. 216. Оп. 1. Д. 375.
  8. ГИА ЧР. Ф. 220. Оп. 1. Д. 68.
  9. ГИА ЧР. Ф. 220. Оп. 1. Д. 139.
  10. ГИА ЧР. Ф. 220. Оп. 1. Д. 218.
  11. ГИА ЧР. Ф. 220. Оп. 1. Д. 238.
  12. ГИА ЧР. Ф. 222. Оп. 1. Д. 143.
  13. ГИА ЧР. Ф. 222. Оп. 1. Д. 177.
  14. ГИА ЧР. Ф. 475. Оп. 1. Д. 164.
  15. ГИА ЧР. Ф. 476. Оп. 1. Д. 12.
  16. ГИА ЧР. Ф. 476. Оп. 1. Д. 42.
  17. ГИА ЧР. Ф. 498. Оп. 1. Д. 16.
  18. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. М.; СПб., 1923. Т. 1. 123 с.

Сведения об авторе

Гусарова Анастасия Юрьевна – главный архивист отдела использования документов, Государственный исторический архив Чувашской Республики; аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anastasiagusarova@mail.ru).

Формат цитирования

Гусарова А.Ю. Внешкольная просветительская деятельность учебных заведений Чувашии во второй половине XIX – начале XX века // Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 3. – С. 14–21. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-3-14-21.

Загрузить полный текст статьи