Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск. — 2020. — Т. 1, № 4  /  МОЛОДЕЖЬ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В 1920–1930‑е ГОДЫ: МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

МОЛОДЕЖЬ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В 1920–1930‑е ГОДЫ: МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Л.В. Климович, Л.А. Шайпак

DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-169-173

Ключевые слова

история России, эмиграция, идентичность, молодежь, «русская школа», историческая память

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопроса сохранения культурной идентичности российскими эмигрантами в 1920–1930-е гг. На основе современных исследований были выделены механизмы передачи этнической и культурной идентичности в условиях проживания не в родной стране. На примере молодого поколения эмигрантов из России показано, как действовали указанные механизмы. Отмечено, что большое внимание уделялось сохранению родного языка, в семье, в «русской школе» с детьми говорили на русском языке, основное обучение велось на нем. В исследовании подчеркивается, что праздники и памятные даты способствовали сохранению исторической памяти, транслировали традиции и историю России подрастающему поколению. Установлено, что среди молодых людей отмечались высокий процент неженатых, низкий уровень рождаемости, процент браков с иностранками/иностранцами был минимальный, все это не способствовало воспроизводству эмигрантского сообщества. Российская молодежь, оказавшаяся в эмиграции, долгое время не старалась интегрироваться в принимающее сообщество, что свидетельствовало о сохранении этнокультурной идентичности.

Литература

  1. Базанов П.Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции (1917 – 1988 гг.). 2-е изд. исп. и доп. / СПбГУКИ. СПб., 2008. 468 с.
  2. Волков Е.В. Праздники и памятные даты послереволюционной российской эмиграции // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2018. Т. 20, № 178. С. 85–95.
  3. Гуссеф К. Русская эмиграция во Франции: социальная история (1920–1939 годы). М.: НЛО, 328 с.
  4. Йованович М. Русская эмиграция на Балканах: 1920–1940. М.: Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»; Русский путь, 2005. 487 с.
  5. Климович Л.В. Вклад русской школы в формирование национально-культурной идентичности молодого поколения эмиграции в 20-30-е гг. ХХ века (на материалах русской средней школы-гимназии в Париже) // Научный диалог. 2016. № 8(56). С. 134–146.
  6. Климович Л.В. Праздники российской эмиграции как отражение исторического кода дореволюционной России (1920–1930-е гг.) // Научный диалог. 2017. № 11. С. 356–368.
  7. Ковалев М. В. Исторические праздники русской эмиграции как способ сохранения коллективной культурной памяти // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. 2008. № 25/2. С. 119–138.
  8. Реформа орфографии 1917–1918 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://gramota.ru/class/istiny/istiny_5_orfo1917 (дата обращения: 04.11.2020).
  9. Шевченко В.А. Русская школа в эмиграции. От Белграда до Харбина. М.: АЙРИС-пресс, 2017. 576 с.

Сведения об авторах

Климович Людмила Валерьевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Россия, Ульяновск (lusek84@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3541-7159).

Шайпак Леонид Александрович – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск (Shaipak@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1114-2579).

Формат цитирования

Климович Л.В., Шайпак Л.А. Молодежь российской эмиграции в 1920–1930-е годы: механизмы сохранения и воспроизводства этнокультурной идентичности // Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 4. – С. 169–173. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-169-173.

Загрузить полный текст статьи