Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск. — 2020. — Т. 1, № 4  /  НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ: ОПЫТ РОССИИ И ЭСТОНИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ: ОПЫТ РОССИИ И ЭСТОНИИ

А.И. Минеев, А. Айдаров

DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-63-68

Ключевые слова

национальные меньшинства, Эстония, международное сотрудничество, национально-культурные автономии

Аннотация

В статье на основе анализа разноплановых источников и научной литературы рассматривается государственная политика Эстонии (бывшей союзной республики СССР) в области сохранения культуры национальных меньшинств – выходцев из России, а также определяются законодательные нормы по поддержке нацменьшинств в России и Эстонии. В этих целях изучены нормативно-правовые акты, регулирующие права и деятельность национальных меньшинств как в России, так и в других странах. Приводятся сведения о попытках создания национально-культурной автономии (НКА) в Эстонии. Авторы приходят к выводам, что государственная политика бывшей союзной республики СССР направлена на сохранение и развитие языков, материальной и духовной культуры многонационального населения страны. Открываются школы, факультативы, действуют русскоязычные СМИ и ТВ каналы, ведут работу некоммерческие организации. Если в 1989 г. в Эстонии было зарегистрировано 22 объединения национальной культуры, то в 2014 г. их было уже более 300. Все это объясняет то, что 86% русскоязычных в Эстонии не видят угрозы своему языку и идентичности.

Литература

  1. Анализ нормативного регулирования поддержки и продвижение русского языка за рубежом, поддержки образования на русском языке за рубежом [Электронный ресурс] // Архив открытого доступа Санкт-Петербургского государственного университета. URL: https:dspace.spbu.ru/handle/11701/18747 (дата обращения: 10.10.2020 г.).
  2. Второй отчет, представленный Эстонией в соответствии со статьей 25 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств // Совет Европы. 2004. Страсбург: ACFC, 2004. Т. II.
  3. Закон о равном обращении в Эстонии. 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.legaltext.ee/en/andmebaas/tekstasp?loc=text&dok=XXXX006&keel=en&pg=1&ptyyp=RT&tyyp (дата обращения: 21.11.2014 г.).
  4. Кодзоева М.М. Правовое положение национальных меньшинств в России и за рубежом: вопросы международного и внутригосударственного правового регулирования // Вестник современных исследований. 2018. № 3.1. С. 102–110.
  5. Культурное многообразие Эстонии [Электронный ресурс]. URL: https://www.kul. ee/ru/sfery-deyatelnosti/kulturnoe-mnogoobrazie (дата обращения: 10.09.2020 г.).
  6. Aidarov А., Drechsler W. Estonian russification of non-russian ethnic minorities in Estonia? A policy analysis. TRAMES, 2013, no. 17(67/62), pр. 103–128.
  7. Aidarov А., Drechsler W. The Law & Economics of the Estonian Law on Cultural Autonomy for National Minorities and of Russian National Cultural Autonomy in Estonia. Halduskultuur – Administrative Culture, 2011, no. 12(1), pp. 43–61.
  8. Cherepanov S. Video interview. Estonian Public Broadcasting. 2007, Jan. 16. Available at: http://wms02.mmm.elion.ee/uudised/2007-01-16_TRV_intervjuu_ vene.wmv (Access Date 2014, Nov. 21).

Сведения об авторах

Минеев Алексей Игоревич – кандидат исторических наук, руководитель отдела по работе с образовательными организациями, ООО «Лидер софт – внедренческий центр», Россия, Чебоксары (minalig@inbox.ru).

Айдаров Александр – PhD, член Чувашского культурного общества города Таллин, Эстония, Таллин (aidarovaleksandr@gmail.com).

Формат цитирования

Минеев А.И., Айдаров А. Национальные меньшинства в государственной политике: опыт России и Эстонии // Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 4. – С. 63–68. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-63-68.

Загрузить полный текст статьи