А.А. Королев, Д.Ф. Амирова, М.В. Токарев
DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-45-51
Ключевые слова
СССР, ислам, «ренессанс», Среднее Поволжье
Аннотация
В статье характеризуются содержание и формы «возрождения» ислама в Среднем Поволжье – увеличение количества мечетей, подготовка и повышение квалификации служителей исламского культа, воссоздание системы мусульманского образования и просвещения и т.п.; рассматривается практика взаимодействия властей и верующих в условиях постсоветской России. Анализируется значительная роль мусульманских средств массовой информации в процессе возрождении ислама. Газеты на татарском языке, в большинстве своем, носили культурно-просветительский характер и были рассчитаны на читателя, активно интересующегося традициями своего народа. Компактное проживание с русскими и, как следствие, некоторое обрусение татар на территории Среднего Поволжья стали основной причиной того, что мусульманские газеты полностью или частично выходили на русском языке. Первоначально в мусульманских изданиях фактически отсутствовали аналитические материалы, информация представлялась несколько однобоко, основная масса публикаций была посвящена описанию или разъяснению религиозных обрядов и т.д. Практически все исламские газеты проявляли лояльность к федеральным и местным властям. Также рассматривается процесс возрождения мусульманского образования. Практически во всех регионах компактного проживания мусульман учреждались средние, высшие и специальные духовные учебные заведения. Исламский «ренессанс» протекал более замедленными темпами, по сравнению с православным, и в первую очередь в Среднем Поволжье, поскольку местные партийные и советские власти характеризовались сильной инертностью, недопониманием происходивших процессов; отсутствовали соответствующие серьезные духовные структуры и организации, которые могли бы стать инициаторами и реализаторами новых задач. Ислам в постсоветской России существовал принципиально в иных условиях, нежели в Российской империи или СССР. Взаимоотношения муфтиев, лидеров Духовных управлений мусульман, и федеральных властей характеризовались постоянством и определенностью. Представители исламского культа были представлены практически во всех высоких правительственных уровнях страны. На рубеже XX–XXI вв. ислам в Среднем Поволжье не стал серьезным фактором политической социализации и составляющей политической культуры татаро-мусульманских этноконфессиональных групп.
Литература
Сведения об авторах
Королев Алексей Александрович – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и философии, Пензенский университет архитектуры и строительства, Россия, Пенза (kfhbcfrjhjktdf@mail.ru).
Амирова Джамиля Фаридовна – студентка, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия, Пенза (history@pguas.ru).
Токарев Максим Викторович – аспирант, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия, Пенза (history@pguas.ru).
Формат цитирования
Королев А.А., Амирова Д.Ф., Токарев М.В. Некоторые аспекты исламского «ренессанса» в постсоветской России в конце 1980-х – 1990-х годов (по материалам Среднего Поволжья) // Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 4. – С. 45–51. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-45-51.