Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск. — 2020. — Т. 1, № 4  /  НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКОГО «РЕНЕССАНСА» В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В КОНЦЕ 1980-х – 1990-х ГОДОВ (по материалам Среднего Поволжья)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКОГО «РЕНЕССАНСА» В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В КОНЦЕ 1980-х – 1990-х ГОДОВ (по материалам Среднего Поволжья)

А.А. Королев, Д.Ф. Амирова, М.В. Токарев

DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-45-51

Ключевые слова

СССР, ислам, «ренессанс», Среднее Поволжье

Аннотация

В статье характеризуются содержание и формы «возрождения» ислама в Среднем Поволжье – увеличение количества мечетей, подготовка и повышение квалификации служителей исламского культа, воссоздание системы мусульманского образования и просвещения и т.п.; рассматривается практика взаимодействия властей и верующих в условиях постсоветской России. Анализируется значительная роль мусульманских средств массовой информации в процессе возрождении ислама. Газеты на татарском языке, в большинстве своем, носили культурно-просветительский характер и были рассчитаны на читателя, активно интересующегося традициями своего народа. Компактное проживание с русскими и, как следствие, некоторое обрусение татар на территории Среднего Поволжья стали основной причиной того, что мусульманские газеты полностью или частично выходили на русском языке. Первоначально в мусульманских изданиях фактически отсутствовали аналитические материалы, информация представлялась несколько однобоко, основная масса публикаций была посвящена описанию или разъяснению религиозных обрядов и т.д. Практически все исламские газеты проявляли лояльность к федеральным и местным властям. Также рассматривается процесс возрождения мусульманского образования. Практически во всех регионах компактного проживания мусульман учреждались средние, высшие и специальные духовные учебные заведения. Исламский «ренессанс» протекал более замедленными темпами, по сравнению с православным, и в первую очередь в Среднем Поволжье, поскольку местные партийные и советские власти характеризовались сильной инертностью, недопониманием происходивших процессов; отсутствовали соответствующие серьезные духовные структуры и организации, которые могли бы стать инициаторами и реализаторами новых задач. Ислам в постсоветской России существовал принципиально в иных условиях, нежели в Российской империи или СССР. Взаимоотношения муфтиев, лидеров Духовных управлений мусульман, и федеральных властей характеризовались постоянством и определенностью. Представители исламского культа были представлены практически во всех высоких правительственных уровнях страны. На рубеже XX–XXI вв. ислам в Среднем Поволжье не стал серьезным фактором политической социализации и составляющей политической культуры татаро-мусульманских этноконфессиональных групп.

Литература

  1. Гайнутдин Р.И. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004. 320 c.
  2. Гайнутдин Р.И. Российская Федерация – это ее народы, исповедующие разные религии // Россия и мусульманский мир. 1997. № 3. С. 20–27.
  3. Галлямов Р.Р. Исламское возрождение в Волго-Уральском макрорегионе: сравнительный анализ моделей Башкортостана и Татарстана // Ислам от Каспия до Урала: Макрорегиональный подход: сб. ст. / под ред. К. Мацузато. М., 2007. С. 71–117.
  4. Глава CMP озабочен слабым интересом к посещению мечетей среди татарской молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www.ingushetiya.ru/islam/news/l 264.html.
  5. Государственный архив Пензенской области. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 141.
  6. Государственный архив Самарской области. Ф. Р-4089. Оп. 1. Д. 79.
  7. Государственный архив Ульяновской области. Ф. Р-3705. Оп. 1. Д. 144.
  8. Документальные материалы № 2. О деятельности руководства Духовного управления мусульман Республики Татарстан в период с 14.02.1999 по 14.02.2000 гг. Казань, 2000.
  9. Документальные материалы № 3. О деятельности руководства Духовного управления мусульман Республики Татарстан в период с 14.02.2000 по 14.03.2001 г. Казань, 2001. 256 c.
  10. Королева Л.А., Королев А.А. Исламский «ренессанс» (по материалам Среднего Поволжья). Пенза: ПГУАС, 2013. 168 с.
  11. Мухарямов Н. Ислам в Поволжье: политизация несостоявшаяся или отложенная? // Ислам от Каспия до Урала: Макрорегиональный подход: сб. ст. / под ред. К. Мацузато. М., 2007. С. 13–58.
  12. Набиев Р.А. Республика Татарстан: Межконфессиональная ситуация в системе общественно-политических отношений // Мир ислама. 1999. № ½. С. 80–86.
  13. Текущий архив ДУМ РТ (доклад Исхакова Г. на конференции в Госдуме РФ 10 мая 2000 г. // Мухаметшин Р.М. Ислам в общественно-политической жизни Татарстана в конце ХХ века. Казань: Иман, 2000. 161 c.
  14. Филатов С. Религиозная жизнь Поволжья. Прагматичное христианство // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М. СПб.: Летний сад, 2002. С. 59–60.

Сведения об авторах

Королев Алексей Александрович – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и философии, Пензенский университет архитектуры и строительства, Россия, Пенза (kfhbcfrjhjktdf@mail.ru).

Амирова Джамиля Фаридовна – студентка, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия, Пенза (history@pguas.ru).

Токарев Максим Викторович – аспирант, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия, Пенза (history@pguas.ru).

Формат цитирования

Королев А.А., Амирова Д.Ф., Токарев М.В. Некоторые аспекты исламского «ренессанса» в постсоветской России в конце 1980-х – 1990-х годов (по материалам Среднего Поволжья) // Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 4. – С. 45–51. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-45-51.

Загрузить полный текст статьи