А.А. Шевцова
DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-182-191
Ключевые слова
карикатура, визуальная сатира, юмор, журнал «Капкан», журнал «Крокодил», антропология советскости, советская повседневность, Чувашия
Аннотация
В качестве объекта исследования был выбран чувашский литературно-художественный иллюстрированный журнал сатиры и юмора «Капкăн» («Капкан»). Хронологические рамки исследования – 1956–1991 гг.: издававшийся с перерывами с 1925 г. в Чебоксарах (изначально – как литературное приложение к газете «Канаш»), в 1940 г. журнал выходить перестал, его выпуск был возобновлен лишь спустя 16 лет. Насыщенная постсоветская история «Капкана» (выход приостановлен в 2017 г.) с изменившейся сюжетикой и образностью визуального ряда – тема отдельного исследования.
Широкий сюжетный и образный диапазон иллюстраций «Капкана», их обилие и качество определялись тем, что с журналом за десятилетия его плодотворной работы сотрудничали многие известные за пределами республики мастера жанра, печатавшиеся в центральной прессе, в том числе в «старшем брате» республиканских пропагандистских сатирических изданий – подведомственном издании газеты «Правда» – журнале «Крокодил». Недостаточная изученность иконографии советского периода журнала «Капкан» определяет новизну исследования. Цель исследования состоит в определении возможностей использования визуального ряда указанного периодического издания в качестве этнографического источника и источника по истории повседневности. Наиболее адекватными в данном случае автор счел методы контент- и контекст-анализа. Обращаясь к таким сюжетам, как бесхозяйственность, местничество, кумовство, взяточничество, бюрократизм, художники дают немалую пищу для размышлений историкам, изучающим проблемы повседневности. Визуальный ряд «Капкана» послевоенного периода позволяет изучать не только советские социальные проблемы через аспекты повседневности «простого советского человека», но и классические антропологические сюжеты (родство и свойство, дарообмен, власть, обряды перехода, инициация, трансляция социального опыта, трудовая этика и т.п.). «Социалистическое по содержанию» графическое искусство чувашских карикатуристов, тем не менее, временами было «национальным по форме». При этом «Капкан» не слишком педалировал чисто национальные сюжеты, не стремился к зрелищному экзотизму. Выходящий на чувашском языке журнал знал и понимал своих читателей, их нужды, их повседневность. Эмоциональный градус иллюстраций к «Капкану» варьировал – от мягкого покровительственного юмора до жесткой обличительной сатиры; важно, что заявленный баланс – юмор и сатира – в непростой и часто идеологизированной обстановке удавалось выдержать почти всегда. Широкий диапазон тем и сюжетов, умение сочетать в издании графические материалы разных художников, профессионалов и самодеятельных мастеров с собственной творческой манерой заслуживают самого пристального внимания исследователей.
Литература
Сведения об авторе
Шевцова Анна Александровна – доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ash@inbox.ru).
Формат цитирования
Шевцова А.А. Визуальный ряд чувашского сатирического журнала «Капкан» как этнографический источник // Исторический поиск. – 2020. – Т. 1, № 4. – С. 182–191. DOI: 10.47026/2712-9454-2020-1-4-182-191.