А.П. Зыкина
DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-1-5-15
Ключевые слова
история школьного образования, Россия в середине XIX века, начальная школа: приходские и уездные училища, средняя школа: гимназии, учительство, требования к учителям, права и обязанности преподавателей начальной и средней школы, Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 8 декабря 1828 г.
Аннотация
Одними из малоизученных тем в отечественной историографии являются те, которые посвящены социальному и правовому статусу учителя на разных этапах исторического развития отечественной школы. Целью данной статьи является анализ основных аспектов положения российского учителя в обществе к концу правления императора Николая I, к середине XIX в. Специальных научных работ, посвященных этой теме, на сегодняшний день нет. При выполнении данного исследования были использованы разные методы исторической науки. Например, исторический метод (для изучения фактов и явлений в динамике их развития), историко-сравнительный метод (при анализе и систематизации фактического материала для выявления общего и различия в положении педагогов разных регионов страны и разных типов учебных заведений) и др. В работе дается характеристика основных требований к профессиональной деятельности учителей в соответствии с нормативно-правовыми документами. Приводятся сведения об их образовательном уровне, должностных обязанностях. Анализируются социальное происхождение учителей, условия их профессиональной деятельности. Отличительной чертой развития системы школьного образования Российской империи на данном этапе было быстрое увеличение количества учебных заведений начального и среднего звена. Параллельно росла численность обучающихся в них. Однако учителей в стране не хватало в силу ряда объективных причин. В статье также рассматриваются данные причины. Результаты изучения исторического опыта проведения реформ и преобразований в области школьного образования могут использоваться в современных условиях при разработке подходов и методов решения конкретных задач в данной сфере. Выполненное исследование не носит исчерпывающий характер. Необходимо дальше продолжать изучение вопроса о положении учителя в обществе на примере педагогов провинциальных школ, условиях работы в национальных регионах и др. Выполненное исследование позволяет утверждать, что к середине XIX в. в России значительно выросла численность учительских кадров. Это происходило на фоне расширения системы школьного образования. Поэтому по-прежнему наблюдалась нехватка педагогов. Положение учителей по стране было неодинаковым. Статус преподавателя гимназии был гораздо выше положения его коллеги, работавшего в уездном училище и тем более в сельской приходской школе.
Литература
- Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Чебоксарское городское училище в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII – начала ХХ веков // Вестник Чувашского университета. 2005. № 1. С. 3–19.
- Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Школьное образование в России в конце XVIII – начале ХХ вв. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 160 с.
- Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. 251 с.
- Высочайше утвержденное положение о пенсиях и единовременных пособиях учителям начальных учебных заведений Министерств народного просвещения // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. 20: в 2 отд-ниях. Отд-ние 1. СПб., 1846. С. 105-107.
- Гаврилова Л.М. Интеллигенция Чувашии в первой половине XIX века: подготовка профессиональная деятельность учителей и врачей // Исследования по истории Чувашии дооктябрьского периода: сб. ст. / Чувашский НИИЯЛИЭ. Чебоксары, С. 31–52.
- Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. 222. Оп. 1. Д. 1.
- ГИА ЧР. Ф.216. Оп.1. Д. 58.
- Дашкевич Л.А. Городская школа в общественной и культурной жизни Урала конца XVIII – первой половины XIX века: автореф. дис. … д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2007. 40 с.
- Записки покойного учителя // Исторический вестник. 1888. Т. 33. № 8. С. 296–337.
- Зорин Н.А. Города и посады дореволюционного Поволжья. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. 703 с.
- Зыкина А.П. Правовой статус учителя в России в первой половине XIX века // Управление регионом в условиях реализации инновационной стратегии развития: вызовы модернизации: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: [Б.и.], 2013. С. 108–113.
- Костюкова А.В. Начальное народное образование в Новгородской губернии в дореформенный период: дис. … канд. ист. наук. СПб., 2005. 155 с.
- Краткий обзор деятельности МНП за время управления покойного министра народного просвещения Н.П. Боголепова. СПб., 1901. 83 с.
- Морозова В.В. Правовой и социальный статус учителей дореволюционной России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007. 28 с.
- О назначении учителям приходских училищ и семействам их пенсий и единовременных пособий // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. 10: в 2 отд-ниях. Отд-ние 1. СПб., 1836. С. 98.
- Об утверждении в службе и исключении из оклада лиц податных состояний, поступающих в учители приходских училищ // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. 10: в 2 отд-ниях. Отд-ние 1. СПб., 1836. С. 97.
- Об утверждении учителей в классных чинах // Архив Государственного Совета. Т. 4. Царствование императора Александра I. СПб., 1874. Ст. 95–98 [Электронный ресурс]. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_004170479?page=65&rotate=0&theme=white (дата обращения: 06.11.2020).
- Окушова Г. А. Подготовка учительских кадров в дореволюционной России // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 11(101). С. 80–85.
- Прохоренков А.А. Российский учитель второй половины XIX века (на примере Первой Санкт-Петербургской гимназии) // Вестник Герценовского университета. 2010. № 1. С. 148–156.
- Рождественский С.В. Исторический обзор Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. 785 с.
- Рожнов В.П. Статистика Чувашии в период капитализма // История и культура Чувашской АССР: сб. ст. / ЧНИИ. Чебоксары, 1971. Вып. 1. С. 137–196.
- Соловьева В.П. Школа и педагогическая мысль в России в первой половине XIX в. Архангельск: [Б. и.], 33 с.
- Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 8 декабря 1828 г. // Школьное образование в России в конце ХVIII–XX вв.: сб. док. / сост. А.В. Арсентьева, А.П. Петрянкина. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. С. 62–99.
- Филоненко Т.В. Материальное положение учителей в дореволюционной России // Педагогика. 2004. № 7. С. 65–75.
- Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в.: дис. … канд. ист. наук. Л., 1983. 220 с.
Сведения об авторе
Зыкина Алевтина Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alevtina-pet@mail.ru).
Формат цитирования
Зыкина А.П. Социальное и правовое положение российского учителя в середине XIX века // Исторический поиск. – 2021. – Т. 2, № 1. – С. 5–15. DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-1-5-15.
Загрузить полный текст статьи