Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск. — 2021. — Т. 2, № 1  /  АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ, ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ШКОЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ, ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ШКОЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

О.А. Мишина

DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-1-73-81

Ключевые слова

дети мигранты, семейное воспитание, Республика Мордовия, этнокультурная адаптация, социокультурное пространство, социум, образовательная и культурная среда.

Аннотация

Российская Федерация была и остается привлекательной для иностранных граждан, особенно стран СНГ и бывших республик Советского Союза. Основными целями добровольных мигрантов, приезжающих в Россию является прежде всего улучшение финансового положения, а также оказание материальной помощи семьям и родителям, оставшимся на Родине. В последнее время родители-мигранты, приезжая в иностранное государство, привозят с собой своих детей. Если маленькому ребенку легче адаптироваться к языку, культуре и быту чужой страны, то у детей школьного возраста от 7 до 18 лет нередко возникают проблемы.

В статье автором рассмотрены основные направления деятельности общеобразовательных школ Республики Мордовия в решении актуальных проблем социальной адаптации ребенка-школьника из семьи мигрантов в образовательном учреждении в новом для него социокультурном пространстве.

Школьники-мигранты представляют собой особую категорию граждан, которые в силу возраста, несформированной психики, особенностей психологического восприятия образовательной и культурной среды подвержены различным стрессам и вовлечению в сложные конфликтные ситуации. Адаптация детей мигрантов школьного возраста носит длительный временной период, так как представляет собой сложный социальный процесс, при котором они сталкиваются с определенными трудностями, среди которых: иностранный язык, новая школьная образовательная программа, социокультурная среда, особенность климатических условий и многое другое.

Несомненно и то, что родители мигранты приезжая в Россию и привозя с собой семьи и детей, хотят остаться здесь на долгое время. Как правило, в основном трудоустраивается глава семьи, а супруга выполняет работу по дому. Их дети получают образование, посещают дошкольные учреждения, школы, секции. Нередки случаи, когда семьи мигрантов по государственной программе «Соотечественники» получают российское гражданство и остаются в России навсегда.

Литература

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: взаимодействие и развитие. М.: Наука, 1989. 247 с.
  2. Дадабаева З.А. Особенности интеграции трудовых мигрантов из средней Азии в современное российское общество. Россия и современный мир. М.: Изд-во Ин-та научной информации по общественным наукам РАН, 2013. С. 115–126.
  3. Гармаева Т.В. Этнокультурная адаптация мигрантов из Центральной Азии в Республику Мордовия: автореф. дис. … канд. ист. наук. Саранск, 2006. 16 с.
  4. Мельник А.Ф. Этнокультурная адаптация мигрантов Закавказья в Республике Мордовия (на примере азербайджанской диаспоры): автореф. дис. … канд. ист. наук. Саранск, 2006. 18 с.
  5. Народы Мордовии: историко-этнографическое исследование / Л.И. Никонова и др.; под ред. В.А. Юрченкова, Л.И. Никоновой; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2012. 608 с.
  6. Никонова Л.И. Зёрна граната: о традиционной культуре азербайджанских и грузинских мигрантов в полиэтническом пространстве Республики Мордовия / под ред. В.А. Юрченкова, Л.И. Никоновой, А.А. Шевцовой; НИИ гуманит. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2011. 260 с.
  7. Никонова Л.И. Гуманитарные исследования этнокультур народов Кавказа в Мордовии: опыт, практика и современные исследования // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: сб. науч. ст. II Междунар. конф. / отв. ред. И.М. Сампиев. Назрань, 2012. С. 274–285.
  8. Никонова Л.И. К вопросу этнокультурного образования: по результатам этнографических экспедиций 2011 г. // Этнокультурное образование: опыт и перспективы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / МРИО и др.; сост. С.Ю. Дмитриева; под общ. ред. З.И. Акимовой, Т.В. Самсоновой. Саранск, 2012. Ч. 1. С. 50–56.
  9. Никонова Л. И. Опыт исследования традиционной культуры народов Республики Мордовия // Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / редкол.: И.Г. Рябова (отв. ред.) и др.; Морд. гос. пед. ин-т. Саранск, 2012. С. 12–21.
  10. Никонова Л. И. Традиционная культура армян в поликультурном пространстве Республики Мордовия / под ред. В.А. Юрченкова, Л.И. Никоновой; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2011. 224 с.
  11. Официальный сайт МБОУ «СОШ № 9». URL: https://sc9ruz.schoolrm.ru.
  12. Официальный сайт МОУ «Центр образования «Тавла» – Средняя общеобразовательная школа № 17». URL: https://sc17sar.schoolrm.ru.
  13. Официальный сайт МОУ «СОШ № 19». URL: https://gim19sar.schoolrm.ru.
  14. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. М.: Мир и образование: ОНИКС. 2012. 1375 с.

Сведения об авторе

Мишина Ольга Александровна – преподаватель первой квалификационной категории факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва; аспирантка направления «Исторические науки и археология», НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск (olgasar01.09@mail.ru).

Формат цитирования

Мишина О.А. Актуальные проблемы социальной адаптации, воспитания и образования детей мигрантов в школьных общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия // Исторический поиск. – 2021. – Т. 2, № 1. – С. 73–81. DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-1-73-81.

Загрузить полный текст статьи