Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск. — 2021. — Т. 2, № 1  /  СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМИИ В 1920-е – 1930-е ГОДЫ

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМИИ В 1920-е – 1930-е ГОДЫ

М.Н. Гасанова

DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-1-54-64

Ключевые слова

современная историография, народное образование, органы управления, отделы народного образования, Народный комиссариат просвещения Чувашской АССР.

Аннотация

В статье рассмотрено содержание трудов современных ученых Чувашской Республики с позиции освещения в них вопросов, связанных с историей деятельности органов управления народным образованием Чувашии в 1920-е – 1930-е гг. – отдела народного образования Чувашского исполнительного комитета Совета, Народного комиссариата просвещения Чувашской АССР, отделов народного образования волостных, уездных и районных исполнительных комитетов Советов. Делаются выводы, что в трудах современных исследователей приводится немного информации об отдельных структурных подразделениях областного отдела народного образования и их деятельности, совершенно не изучены вопросы истории Наркомата просвещения Чувашской АССР, его успехов и неудач в деле распространения образования. На основе выявления наиболее изученных аспектов темы определяются перспективы дополнительных исследований в области истории деятельности органов управления народным образованием на территории Чувашии в первые послереволюционные десятилетия.

Литература

  1. Васильева О.Н. Кадровая проблема и попытки ее разрешения в процессе формирования государственного аппарата Чувашской автономной области // Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. 2019. № 3. С. 207–214.
  2. Васильева О.Н., Минеева Е.К. Областные органы власти Чувашской автономной области (1920–1925 гг.): в поисках оптимальной структуры государственного аппарата // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовии. 2019. № 4. С. 79–87.
  3. Васильева О.Н. Формирование и деятельность областных органов государственной власти Чувашской автономии в 1920–1925 гг.: дис. … канд. ист. наук. Чебоксары, 2020. 284 с.
  4. Демидова И.И. Состояние школьного образования в Чебоксарском уезде в 1918–1927 гг. // Национальная государственность чувашского народа: история и современность: сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 2011. С. 168–181.
  5. Димитриев И.А. Политика коренизации органов исполнительной власти Чувашской автономной области (1920–1925) // Национальная государственность чувашского народа: история и современность: сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 2011. С. 94–97.
  6. Дмитриев А.Е., Минеева Е.К.Создание первых школ-интернатов для слепых и глухонемых детей в Чувашской АССР // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2014. № 1(81). С. 12–16.
  7. Ершова О.В. Создание новой школы в условиях становления Чувашской автономии // И.Д. Кузнецов ученый, педагог, человек, переживший репрессии 30–40-х годов XX века: сб. ст. Всерос. науч. конф. историков. М.: ИНИОН РАН РФ, 2006. С. 387–392.
  8. Ефимов Е.Л., Ефимов Л.А. Формирование и развитие педагогической интеллигенции Чувашии в конце XIX – XX вв. Чебоксары: ЧГПУ, 2002. 182 с.
  9. Ефимов Л.А. Школы Чувашского края в XIX–XX вв. М.: Альфа, 2003. 536 с.
  10. Капранов А.В. Политика реализации чувашского языка в 1920-е годы (на материалах уездных исполкомов Чувашии) // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России (к 170-летию чувашского просветителя И.Я. Яковлева): сб. тр. Всерос. науч. конф. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 107–111.
  11. Капранов А.В., Стариков С. В., Сануков К. Н. Создание и деятельность Алатырского уездного исполнительного комитета (1917–1927 гг.) // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 30–34.
  12. Капранов А.В. Создание и деятельность Ядринского уездного исполнительного комитета (1917–1927 гг.) // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2012. № 3. С. 60–66.
  13. Капранов А.В. Чебоксарский уездный исполнительный комитет в 1920–1927 годах: закономерности развития и структурные изменения // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 52–59.
  14. Касимов Е.В. Чувашский государственный институт гуманитарных наук. Кн. 1: Начальные страницы истории (1930–1955 гг.) / ЧГИГН. Чебоксары, 2020. 232 с.
  15. Клементьев В.Н. Деятельность государственных органов Чувашии по поддержке и развитию нетитульных национальностей республики (1924–1930 гг.) // Проблемы национального в развитии чувашского народа: сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 1999. 304 с.
  16. Клементьев В.Н. История национальной государственности чувашского народа: в 2 кн. Кн. 2. Создание чувашской государственности, 1920–1925. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018. 382 с.
  17. Кутушев Г.З. Народный комиссариат просвещения Башкирской АССР в 1919–1941 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Уфа, 2015. 22 с.
  18. Латыпова Г.М. Народный комиссариат просвещения ТАССР в 1920-е гг.: организация, структура, деятельность: автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2011. 27с.
  19. Минеева Е.К., Ратникова А.Р. Деятельность волисполкомов на территории Чувашии в 1917–1927 гг.: исторический опыт и уроки. Чебоксары: Новое время, 2011. 216 с.
  20. Минеева Е.К. Новые явления в системе образования Чувашии в первые годы советской власти // Историческая наука и образование: прошлое, настоящее и будущее. IV Смирновские чтения: сб. тр. Всерос. науч. конф. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 121–123.
  21. Минеева Е.К. Особенности культурной политики Чувашской АССР в 1920–1936 годах // Вестник Екатерининского института. 2014. № 2 (26). С. 113–120.
  22. Минеева Е.К. Становление Марийской, Мордовской и Чувашской АССР как национально-территориальных автономий (1920–1930-е годы). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 594 с.
  23. Минеева Е.К., Тохтиева Л.Н. Становление школьного образования на территории национального региона страны в первые годы советской власти: Чувашский край // Вестник Чувашского университета. 2019. № 4. С. 115–123.
  24. Михайлов П.М. Культурная революция в Чувашии. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1957. 102 с.
  25. Они боролись за счастье народное / ред. кол.: С.М. Ислюков (пред.) и др. Вып. 3. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1985. 368 с.
  26. Они боролись за счастье народное / ред. кол.: С.М. Ислюков (пред.) и др. Вып. 4. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1988. 320 с.
  27. Организаторы науки и образования. Очерки. Иллюстрированное издание / ред. колл.: С. А. Гапликов (пред.) и др. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. 350 с.
  28. Орлов В.В. Этнополитические и социально-экономические аспекты развития Чувашии в 20-е годы XX века. М.: Изд-во РГАЗУ, 2009. 396 с.
  29. Ратникова А.Р., Степанов В.Р. Деятельность волисполкомов: динамика эффективности (на материалах Алатырского и Чебоксарского уездов ЧАССР). Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2010. 58 с.
  30. Ратникова А.Р. Деятельность волисполкомов на территории Чувашии в 1917–1927 гг.: исторический опыт и уроки: автореф. дис. … канд. ист. наук. Чебоксары, 2011. 22 с.
  31. Ратникова А.Р. Новые аспекты в деятельности волисполкомов на территории Чувашии в 1917–1927 гг. Чебоксары: Новое Время, 2013. 152 с.
  32. Соколова В.И., Бойко С.И., Зыкина А.П. Страницы истории высшего образования и науки в Чувашской АССР за 40 лет советской власти (1917–1957 годы) // Исторический поиск. 2020. Т. 1, № 1. С. 32–41.
  33. Степанов Н.С. Очерк истории чувашской советской школы. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1958. 323 с.
  34. Страницы истории высшей школы Чувашии: учеб. пособие / под ред. В.Д. Димитриева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1992. 189 с.
  35. Тохтиева Л.Н. Становление советской школы в Чувашии (1917–1925) // Национальная государственность чувашского народа: история и современность: сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 2011. С. 159–168.
  36. Трофимов А.Т. Народное образование в Чувашии за 15 лет (1920–1935 гг.). Чебоксары: [Б. и.], 1935. 44 с.
  37. Ученые Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева: 1930–2010. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. 496 с.

Сведения об авторе

Гасанова Малека Нусраддин Кызы – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары, Россия, Чебоксары (maleka_gasanova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9473-8118).

Формат цитирования

Гасанова М.Н. Современная историография деятельности органов управления народным образованием Чувашской автономии в 1920-е – 1930-е годы // Исторический поиск. – 2021. – Т. 2, № 1. – С. 54–64. DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-1-54-64.

Загрузить полный текст статьи