А.В. Маньков
DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-2-21-29
Ключевые слова
Великая Отечественная война, Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова (ГАТОБ), спектакль, артисты, газета «За советское искусство», журнал «Советская музыка»
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что 80 лет назад – 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война советского народа. Во второй половине 1941 г. миллионы советских людей неожиданно для себя стали защитниками Отечества: командирами и политработниками Красной армии, рядовыми красноармейцами и краснофлотцами, партизанами и подпольщиками, некоторые из них попали в плен и превратились в узников фашистских концлагерей. В центре внимания автора статьи находятся наиболее интересные эпизоды из творческой и общественной жизни знаменитого на весь мир Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ГАТОБ) и его артистов. Как они встретили начало войны? Что происходило в театре в предвоенные месяцы 1941 г., а также в первые часы и дни войны? Каким был репертуар театра в 1941 г.? В своей работе автор, в первую очередь, использует материалы ряда номеров театральной газеты «За советское искусство», вышедших в январе – сентябре 1941 г. в Ленинграде и хранящихся в наше время в фондах Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, впервые вводя их в научный оборот. Он повестует о деталях творческой деятельности театра, которые и сегодня представляют несомненный интерес для всех любителей отечественной культуры. Делается вывод о том, что начавшаяся война внесла значительные коррективы в репертуар творческого коллектива, коренным образом изменила всю жизнь Ленинградского государственного академического театра оперы и балета. Особо подчеркивается то, что последней предвоенной оперной премьерой великого театра на сцене в Ленинграде стал спектакль на музыку немецкого композитора Р. Вагнера «Лоэнгрин». В те годы Вагнер считался в Германии одним из символов «арийской культуры» Третьего рейха. В наши дни, считает автор, можно предположить, что постановка немецкого «Лоэнгрина» в советском Ленинграде в июне 1941 г. носила политический характер, а решение о работе над спектаклем принималось на высшем государственном уровне.
Литература
Сведения об авторе
Маньков Андрей Васильевич – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного, Россия, Санкт-Петербург (63donetsk@mail.ru).
Формат цитирования
Маньков А.В. Деятельность коллектива Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова в первой половине 1941 года // Исторический поиск. – 2021. – Т. 2, № 2. – С. 21–29. DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-2-21-29.