Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск. — 2021. — Т. 2, № 2  /  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА ЛЕНИНГРАДСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ С.М. КИРОВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1941 ГОДА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА ЛЕНИНГРАДСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ С.М. КИРОВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1941 ГОДА

А.В. Маньков

DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-2-21-29

Ключевые слова

Великая Отечественная война, Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова (ГАТОБ), спектакль, артисты, газета «За советское искусство», журнал «Советская музыка»

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что 80 лет назад – 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война советского народа. Во второй половине 1941 г. миллионы советских людей неожиданно для себя стали защитниками Отечества: командирами и политработниками Красной армии, рядовыми красноармейцами и краснофлотцами, партизанами и подпольщиками, некоторые из них попали в плен и превратились в узников фашистских концлагерей. В центре внимания автора статьи находятся наиболее интересные эпизоды из творческой и общественной жизни знаменитого на весь мир Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ГАТОБ) и его артистов. Как они встретили начало войны? Что происходило в театре в предвоенные месяцы 1941 г., а также в первые часы и дни войны? Каким был репертуар театра в 1941 г.? В своей работе автор, в первую очередь, использует материалы ряда номеров театральной газеты «За советское искусство», вышедших в январе – сентябре 1941 г. в Ленинграде и хранящихся в наше время в фондах Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, впервые вводя их в научный оборот. Он повестует о деталях творческой деятельности театра, которые и сегодня представляют несомненный интерес для всех любителей отечественной культуры. Делается вывод о том, что начавшаяся война внесла значительные коррективы в репертуар творческого коллектива, коренным образом изменила всю жизнь Ленинградского государственного академического театра оперы и балета. Особо подчеркивается то, что последней предвоенной оперной премьерой великого театра на сцене в Ленинграде стал спектакль на музыку немецкого композитора Р. Вагнера «Лоэнгрин». В те годы Вагнер считался в Германии одним из символов «арийской культуры» Третьего рейха. В наши дни, считает автор, можно предположить, что постановка немецкого «Лоэнгрина» в советском Ленинграде в июне 1941 г. носила политический характер, а решение о работе над спектаклем принималось на высшем государственном уровне.

Литература

  1. Советская музыка. 1941. № 1.
  2. Советская музыка. 1941. № 2.
  3. Советская музыка. 1941. № 3.
  4. За советское искусство. 1941. № 1(157), 14 янв.
  5. За советское искусство. 1941. № 2(158), 21 янв.
  6. За советское искусство. 1941. № 3–4(159–160), 4 февр.
  7. За советское искусство. 1941. № 8 (164), 15 марта.
  8. За советское искусство. 1941. № 21(177), 14 июня.
  9. За советское искусство. 1941. № 22(178), 22 июня.
  10. За советское искусство. 1941. № 23(179), 28 июня.
  11. За советское искусство. 1941. № 24(170), 13 сент.

Сведения об авторе

Маньков Андрей Васильевич – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного, Россия, Санкт-Петербург (63donetsk@mail.ru).

Формат цитирования

Маньков А.В. Деятельность коллектива Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова в первой половине 1941 года // Исторический поиск. – 2021. – Т. 2, № 2. – С. 21–29. DOI: 10.47026/2712-9454-2021-2-2-21-29.

Загрузить полный текст статьи