Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2022. – Т. 3, № 3.  /  ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-х – 1930-е ГОДЫ (на примере общеобразовательных учреждений Чувашской АССР)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-х – 1930-е ГОДЫ (на примере общеобразовательных учреждений Чувашской АССР)

DOI: 10.47026/2712-9454-2022-3-3-5-17

УДК 94:354:37(470.344)«1925/1940»

ББК 65.290.31(2Рос.Чув)-21

М.Н. ГАСАНОВА, Л.Н. ТОХТИЕВА

Ключевые слова

народное образование, советская школа, Народный комиссариат просвещения Чувашской АССР, учительство

Аннотация

В статье на основе анализа различных исторических источников рассматриваются вопросы организации деятельности школ Чувашской АССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. Характеризуются квалификационные требования к руководящему составу школ, перечисляются основные полномочия и обязанности заведующих и директоров школ, а также заместителей заведующего (завуча). Показывается процесс утверждения в 1930-е гг. в образовательных учреждениях принципа единоначалия. Выделяются основные претензии к руководству школ со стороны Наркомата просвещения Чувашской АССР. Представлены требования к учительскому составу и классным руководителям. Отмечается роль педагогических и производственных совещаний, педагогических советов и методического бюро в повышении профессионального уровня учителей, освещаются основные направления работы данных советов и методического бюро. Подробно характеризуется деятельность школьного совета, комитетов содействия школе, родительских комитетов и ученических организаций, подчеркивается их роль в обеспечении учебного процесса. Авторы приводят конкретные примеры, иллюстрирующие значимость названных организаций в жизни школы. Отмечается, что, хотя работа школ в республике де-юре находилась под постоянным контролем Наркомата просвещения Чувашской АССР, городских и районных отделов народного образования, в реальности деятельность многих школ была вне их поля зрения. В статье делается вывод, что, несмотря на сложные условия для развития школьного образования во второй половине 1920-х – 1930-е гг., в этот период была создана четкая структура общеобразовательной школы, обеспечивавшая преемственность получения образования и сохранившаяся в основных чертах до середины 1980-х гг.

Литература

  1. Бюллетень НКП Чувашской АССР. 1935. № 3.
  2. Гасанова М.Н., Минеева Е.К. Народный комиссариат просвещения Чувашской АССР во второй половине 1920-х годов: правовые основы деятельности и организационная структура // Вестник Чувашского университета. 2021. № 4. С. 21–28.
  3. Гасанова М.Н. Современная историография деятельности органов управления народным образованием Чувашской автономии в 1920-е – 1930-е годы // Исторический поиск. 2021. Т. 2. № 1. С. 54–64.
  4. Гасанова М.Н. Структура аппарата Наркомата просвещения Чувашской АССР и ее реорганизации в середине 1930-х – 1940-е годы // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2022. № 2 (62). С. 85–95.
  5. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 428.
  6. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 967.
  7. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 971.
  8. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 973.
  9. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 976.
  10. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 977.
  11. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 978.
  12. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 990.
  13. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 1340.
  14. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 1732.
  15. ГИА ЧР. Ф. Р-1752. Оп. 1. Д. 1.
  16. О детском самоуправлении в политехнической школе: Положение. М.; Л.: Учпедгиз, 1933. 8 с.
  17. Об установлении единоначалия в школе. М.; Л.: Наркомпрос РСФСР; Учпедгиз, 1932. 24 с.
  18. Положение о комитете содействия школе (комсоде). 21 июля 1932 г. Краснодар: Тип. им. Лиманского, 1932. 8 с.
  19. Положение о родительском комитете при начальной, неполной средней и средней школе: Утв. НКП РСФСР. М.: Наркомпрос РСФСР; Упр. сред. школы, 1939. 4 с.
  20. Постановление ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. // Педология. 1931. № 4 (16). С. 3–8.
  21. Примерное положение о работниках школ Соцвоса // Халăха вĕрентес ĕç. 1929. № 5.
  22. Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу Чувашской АССР. 1936. № 5.
  23. Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу Чувашской АССР. 1937. № 1.
  24. Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу Чувашской АССР. 1937. № 2.
  25. Сергеев Т.С. Горизонты сельской школы: к 130-летию Ходарской школы имени И.Н. Ульянова / ЧГИГН. Чебоксары, 2000. 308 с.
  26. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР (СУ РСФСР). Отдел первый. 1924. № 2. Ст. 15.
  27. СУ РСФСР. Отдел первый. 1933. № 50. Ст. 210.
  28. Тимофеев М. Родительские комитеты школ // Красная Чувашия. 1940. 18 янв. С. 3.
  29. Типовые правила внутреннего распорядка в школах Соцвоса // Халăха вĕрентес ĕç. 1929. № 5. С. 65–69.
  30. Тохтиева Л.Н.Профессиональная и общественная деятельность учительства Чувашии: 1917–1941 годы // Исторический опыт нациестроительства и развития национальной государственности чувашского народа: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / ЧГИГН. Чебоксары, 2020. С. 431–439.
  31. Тохтиева Л.Н. Учительство Чувашии в 1917–1941 гг.: подготовка кадров, состав и деятельность: автореферат дис. … канд. ист. наук. Чебоксары, 2013. 22 с.
  32. Ученические организации в школе // Учительская газета. 1939. 21 августа. С. 1.
  33. Шумилова О.В. Реформирование образовательного пространства в 1920 – 1930-е гг.: исторический опыт (на архивных материалах Чувашии) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12794 (дата обращения: 18.07.2022).

Сведения об авторах

Гасанова Малека Нусраддин Кызы – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары, Россия, Чебоксары (maleka_gasanova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9473-8118).

Тохтиева Лариса Николаевна – кандидат исторических наук, преподаватель Московского приборостроительного техникума, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва (toklarisa@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2035-858X).

Формат цитирования

Гасанова М.Н., Тохтиева Л.Н. Организация деятельности советской школы во второй половине 1920-х – 1930-е годы (на примере общеобразовательных учреждений Чувашской АССР) // Исторический поиск / Historical Search. – 2022. – Т. 3, № 3. – С. 5–17. DOI: 10.47026/2712-9454-2022-3-3-5-17.

Загрузить полный текст статьи