DOI: 10.47026/2712-9454-2022-3-4-91-100
УДК 378
ББК 74.58
А.А. ХАЛИН, Е.А. АКИМОВА
Ключевые слова
подготовка кадров, национальные республики, участники Великой Отечественной войны, партийные и советские работники, Горьковская высшая партийная школа, заочное отделение, межобластные курсы, учебно-консультационные пункты, обмен управленческим опытом
Аннотация
В статье рассматривается подготовка кадров для национальных республик, проводимая в Горьковской высшей партийной школе в 1940–1980-е гг. Базой создания Горьковской высшей партийной школы стали одногодичная партийная школа и межобластные курсы, заложившие основы развития партийного образования. Анализ документов Государственного общественно-политического архива Нижегородской области позволяет проследить эволюцию подготовки партийных и советских кадров на протяжении сорока пяти лет. 12 августа 1946 г. было принято решение о создании Горьковской областной партийной школы, предназначенной для подготовки руководящих работников семи областей и четырех автономных республик Поволжья. Обучение проводилось при тщательной подготовке со стороны слушателей и преподавателей. Большое внимание в первые годы существования школы уделялось изучению русского языка. К концу 1950-х гг. была решена проблема нехватки партийных и советских работников. Это обусловило установление возрастного ценза для поступающих, а также отказ в приеме в Горьковскую областную партийную школу лицам, имеющим высшее образование. Для таких кандидатов в начале 1960-х гг. создаются курсы повышения квалификации. В дальнейшем значительное развитие, наряду с межобластными курсами партийных и советских работников, получило заочное отделение. Трансформируется и организация учебного процесса: в областных центрах зоны комплектования в 1979 г. были открыты три новых учебно-консультационных пункта. Следствием появления новых учебно-консультационных пунктов стало снижение контингента слушателей на очной форме обучения из национальных республик. Одновременно происходит увеличение слушателей на заочном отделении и на межобластных курсах. Переподготовка кадров на межобластных курсах проводилась в форме теоретических, а также практических занятий, на которых перед слушателями (на соответствующих потоках) выступали представители партийной и советской элиты. В 1980-е гг. в рамках курсовых занятий активно развивалось практическое обучение на базе региональных органов управления. В 1980-е гг. зона Горьковской высшей партийной школы была расширена в связи с обучением в ней управленческих кадров для Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской и Узбекской Советских Социалистических республик. Соответственно, значительно расширился и состав национальностей слушателей школы. Таким образом, создание Горьковской высшей партийной школы имело огромное значение для подготовки национальных управленческих кадров.
Литература
Сведения об авторах
Халин Алексей Алексеевич – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории государства и права, Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, Нижний Новгород (a.halin@niu.ranepa.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0652-502X).
Акимова Екатерина Анатольевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории государства и права, Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия. Нижний Новгород (akimova-eka@ranepa.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3645-7294).
Формат цитирования
Халин А.А., Акимова Е.А. Подготовка управленческих кадров для национальных республик в Горьковской высшей партийной школе (1946–1991 годы) // Исторический поиск / Historical Search. – 2022. – Т. 3, № 4. – С. 91–100. DOI: 10.47026/2712-9454-2022-3-4-91-100.