Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 1.  /  ВЫСШЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И ОПЫТ ПОСТСОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

ВЫСШЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И ОПЫТ ПОСТСОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-1-14-22

УДК 93/94

ББК 63.3(2)

Н.В. КНЯЗЕВА

Ключевые слова

высшая школа в России, историческое образование, историческая наука

Аннотация

Опыт проведения в РФ специальной военной операции раскрыл важные узловые вопросы, связанные с историей СССР. Современные условия международных конфликтов во многом адресованы к историческому прошлому XX в., которое в угоду политической подоплеки трактуется искаженно, зачастую фальсифицируя некоторые события и факты. В этой связи наиболее остро именно сегодня встает вопрос объективного и правдивого изложения исторических событий. Во многом данная задача ложится не столько на государство и социальные институты, сколько на школьных учителей истории и преподавателей высших и средних профессиональных учреждений, транслирующих учащимся науку о прошлом. Отрадно, что, сознавая вышеупомянутые проблемы, руководство РФ нацелено на увеличение часов преподавания истории в учебных заведениях, что становится явной необходимостью для патриотического воспитания молодежи. Не случайно Министерство науки и высшего образования России утвердило приказ № 662 от 19 июля 2022 г., в соответствии с которым состоится увеличение учебной нагрузки для преподавания истории в вузах РФ.

Целью статьи является рассмотрение достаточно дискуссионного вопроса о современном высшем историческом образовании в России.

Материалы и методы. Статья написана на основе достоверной информации: разноплановых источников и исследовательской литературы. Она составлена на базе общенаучных и специальных методов исследования. В основе теоретической базы статьи лежат принципы историзма, научной объективности, системный подход, предполагающие изучение процессов и явлений в развитии и взаимодействии.

Результаты исследования. В работе произведен экскурс в советское прошлое, позволяющий понять алгоритм действий в реформировании отечественной высшей школы. К сожалению, история, как никакая другая наука (и учебная дисциплина), несмотря на то, что она должна являться объективной областью знания, неизбежно подвержена той или иной политической конъюнктуре. По развитию исторической дисциплины в стране можно изучать то, как менялась идеология государства и общества, важно также то, на что была нацеленность и каким образом решались первоочередные для власти задачи. СВО, начавшаяся 24 февраля 2022 г., ярко продемонстрировала необходимость вдумчивого обращения к историческому знанию, его объективной трактовки без искажения фактов и событий.

Выводы. Историческое образование, имеющее своей целью не только распространение знания событий и фактов, но и во многом реализацию воспитательной функции, в условиях современных реалий выходит на передовые позиции. Государственная политика страны, взявшая курс на расширение и популяризацию исторического знания среди молодежи, должна принести качественные плоды, развить чувство патриотизма у будущих поколений граждан России.

Литература

  1. Всероссийское совещание деканов и заведующих кафедрами истории исторических факультетов вузов России [Электронный ресурс] // Институт всеобщей истории РАН: офиц. сайт. URL: https://igh.ru/news/vserossiiskoe-soveschanie-dekanov-i-zaveduuschih-kafedrami-istorii-istoricheskih-fakultetov-vuzov-rossii?locale=ru (дата обращения: 28.01.2023 г.).
  2. Высшее историческое образование в современных условиях: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Российское историческое общество: офиц. сайт. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/vysshee-istoricheskoe-obrazovanie-v-sovremennykh-usloviyakh-problemy-i-perspektivy.html (дата обращения: 14.11.2022 г.).
  3. Вяземский Е.Е. Российская система исторического образования. 1992–2012 годы. Становление, итоги, перспективы // Новая и новейшая история. 2013. № 4. С. 188–203.
  4. Закон РФ «Об образовании» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ. 1992. № 30.
  5. Захожая Т.М. Высшее историческое образование и общественно-политическая ситуация в СССР в конце 1950 – начале 1960 гг. // Историко-педагогические чтения. 2003. № 7. С. 324–328.
  6. Нарышкин С.Е. Кого учит история. Высшее историческое образование в современных условиях: проблемы и перспективы // Родина. 2021. 1 авг.
  7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 г. № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» // Рос. газета. 2021. 31 мая.
  8. Ушмаева К.А. Основные этапы и особенности развития исторического образования в вузах России (20–90-е годы XX века): автореф. дис. … док. ист. наук. Пятигорск, 2011. 52 с.
  9. Хорошенкова А.В. Реформирование высшего исторического образования в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. (на материалах Нижнего Поволжья) // Вестник ТГУ. 2013. Вып. 4 (120). С. 127–131.

Сведения об авторе

Князева Наталья Викторовна – аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (knyazeva-7421@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0006-9150-2824).

Формат цитирования

Князева Н.В. Высшее историческое образование в России: современные тренды и опыт постсоветской модернизации // Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 1. – С. 14–22. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-1-14-22.

Загрузить полный текст статьи