DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-1-14-22
УДК 93/94
ББК 63.3(2)
Н.В. КНЯЗЕВА
Ключевые слова
высшая школа в России, историческое образование, историческая наука
Аннотация
Опыт проведения в РФ специальной военной операции раскрыл важные узловые вопросы, связанные с историей СССР. Современные условия международных конфликтов во многом адресованы к историческому прошлому XX в., которое в угоду политической подоплеки трактуется искаженно, зачастую фальсифицируя некоторые события и факты. В этой связи наиболее остро именно сегодня встает вопрос объективного и правдивого изложения исторических событий. Во многом данная задача ложится не столько на государство и социальные институты, сколько на школьных учителей истории и преподавателей высших и средних профессиональных учреждений, транслирующих учащимся науку о прошлом. Отрадно, что, сознавая вышеупомянутые проблемы, руководство РФ нацелено на увеличение часов преподавания истории в учебных заведениях, что становится явной необходимостью для патриотического воспитания молодежи. Не случайно Министерство науки и высшего образования России утвердило приказ № 662 от 19 июля 2022 г., в соответствии с которым состоится увеличение учебной нагрузки для преподавания истории в вузах РФ.
Целью статьи является рассмотрение достаточно дискуссионного вопроса о современном высшем историческом образовании в России.
Материалы и методы. Статья написана на основе достоверной информации: разноплановых источников и исследовательской литературы. Она составлена на базе общенаучных и специальных методов исследования. В основе теоретической базы статьи лежат принципы историзма, научной объективности, системный подход, предполагающие изучение процессов и явлений в развитии и взаимодействии.
Результаты исследования. В работе произведен экскурс в советское прошлое, позволяющий понять алгоритм действий в реформировании отечественной высшей школы. К сожалению, история, как никакая другая наука (и учебная дисциплина), несмотря на то, что она должна являться объективной областью знания, неизбежно подвержена той или иной политической конъюнктуре. По развитию исторической дисциплины в стране можно изучать то, как менялась идеология государства и общества, важно также то, на что была нацеленность и каким образом решались первоочередные для власти задачи. СВО, начавшаяся 24 февраля 2022 г., ярко продемонстрировала необходимость вдумчивого обращения к историческому знанию, его объективной трактовки без искажения фактов и событий.
Выводы. Историческое образование, имеющее своей целью не только распространение знания событий и фактов, но и во многом реализацию воспитательной функции, в условиях современных реалий выходит на передовые позиции. Государственная политика страны, взявшая курс на расширение и популяризацию исторического знания среди молодежи, должна принести качественные плоды, развить чувство патриотизма у будущих поколений граждан России.
Литература
Сведения об авторе
Князева Наталья Викторовна – аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (knyazeva-7421@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0006-9150-2824).
Формат цитирования
Князева Н.В. Высшее историческое образование в России: современные тренды и опыт постсоветской модернизации // Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 1. – С. 14–22. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-1-14-22.