DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-3-12-23
УДК 94:[629.5+629.482](470.341-25Нижний Новгород)”185/1917″
ББК Т3(2Рос-8Ниж-2Ниж)53-24
И.И. КИСЕЛЕВ
Ключевые слова
судостроение, паровозостроение, развитие производства, «Красное Сормово»
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена потребностью страны в стабильном развитии производства. Развитие тяжелой промышленности является одним из ключевых факторов экономики страны. Накопленный опыт помогает не только продолжать успешное движение вперед, но и улучшать уже имеющиеся технологии.
Целью исследования является изучение истории развития судостроения в Нижегородской области на примере завода «Красное Сормово» и эволюции данного завода для выявления положительных и отрицательных сторон в опыте постройки судов различного назначения.
Материалы и методы. Настоящая статья подготовлена на основе изучения научной литературы, архивных материалов, периодической печати. За основу взяты источники, находящиеся в открытом доступе. При написании статьи использованы различные методы научного исследования: конкретно-исторический метод, метод хронологического анализа и метод периодизации.
Результаты исследования. В статье показана история развития судо- и вагоностроения в Нижнем Новгороде на примере завода «Красное Сормово». Предпринимается попытка показать успехи и проблемы в развитии завода со времени основания до 1917 г. С момента создания предприятие сумело взять высокий темп развития и подстраиваться под меняющиеся реалии, выпуская продукцию, необходимую стране именно в тот период. В некоторых отраслях судостроения завод оказался новатором, выпустив революционные для своего времени суда, которые на долгие годы стали образцом для отрасли в целом. В настоящее время завод «Красное Сормово» продолжает успешный выпуск нужной государству продукции, опираясь на традиции волжских корабелов и используя современные технологии.
Выводы. Каждый завод в тот и иной период своего развития переживает как подъемы, так и кризисы; в этой связи важно, как быстро предприятие сможет перепрофилироваться на выпуск иной продукции, необходимой в данный период. Сормовский завод – один из ярких тому примеров: в разные годы, в зависимости от потребностей он выпускал разнообразную продукцию.
Литература
- Базилевич К.В. Из истории морских походов в VII–XII вв. // Русское военно-морское искусство: сб. ст. / отв. ред. Р.Н. Мордвинов. М.: Государственное Военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1951. 232 с.
- Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1969–1981. Т. 15. 632 с.
- Дыгало В.А. Аверьянов М.Ф. История корабля. М.: Изобразительное искусство, 1991. 67 с.
- Голубин Р.В. Корабелы вольной реки: к 170-летию Завода «Красное Сормово» / науч. ред.: А.А. Гордин, А.Н. Маслов. Н. Новгород: Нижегородская Радиолаборатория, 2019. 216 с.
- Гордина Е.Д. Восемь столетий нижегородской истории: в 2 т. Т. 2. ХХ–XXI века / отв. ред. Е.Д. Гордина, А.А. Гордин. 2-е изд., доп. Н. Новгород: Научно-издательский центр НГТУ, 2021. 584 с.
- Григорькин В.А., Эрсабиев Л-А.Н. Сормовское судостроение Бенардаки [Электронный ресурс] // Огарёв-online. 2015. № URL: https://journal.mrsu.ru/arts/sormovskoe-sudostroenie-benardaki.
- Илескин Г.А. Меньщиков Ю.К., Постнов А.А. «Красное Сормово»: Завод и люди. Н. Новгород: Кварц, 2006. 696 с.
- Козонин А.В. История Красного Сормова / науч. ред. В.П. Фадеев. М.: Мысль, 1969. 489 c.
- Ляпин Д.А. Повседневная жизнь трудового коллектива советского предприятия и её отражение в партийных документах 1939–1940 гг. (на материалах конструкторского отдела завода «Красное Сормово») // Клио. 2017. № 6(126). С. 51–54.
- Макеев А. Сормовская республика [Электронный ресурс] // Русский Мир.ru. 2021. № 5. С. 90–96. URL: https://m.rusmir.media/files/numbers/pdf/RM_5-2021_sm.pdf.
- Никольский А.С. Паровозы серии С. М.: Виктория, 1997. 176 с.
- Подрепный Е.И., Калмыков И.А. Танки с берегов Волги (1941–1942 гг.): Опыт историографии // Вопросы исторического и экологического регионоведения: сб. ст. участников II Регион. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.И. Грубов, науч. ред. А.А. Исаков. Арзамас: Арзамасский фил. ННГУ, 2021. 362 с.
- Прокопов В.В. Деятельность завода «Красное Сормово» по реализации проектов оборонной промышленности СССР (1929–1945 гг.), дис. … канд. ист. наук. Н. Новгород, 2006. 272 с.
- Раков В.А. Локомотивы транспортных железных дорог 1845–1955. М.: Транспорт, 1995. 564 с.
- Самойлов К.И. Морской словарь. М.; Л.: Государственное Военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1941. Т. 1. 654 с.
- Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М. 1942. 1483 с.
- Трифонов М. Петр Первый и Волга // Нижегородская правда. 2002. 25 июня. С. 3.
- Финюкова М.Г. «Красное Сормово» – Родина первых отечественных танков» Документально-исторический очерк. Н. Новгород: Сормово, 2020. 80 с.
- Финюкова М.Г. Мы из Заводского парка // Красный Сормович. 2005. № 23. С. 23.
- Фирсов И.И. От Крыма до Рима (Во славу земли русской): исторический роман / М.: Астрель, 2008. 506 с.
- Халин А.А. История волжского речного пароходства (середина XIX – начало XX в.). Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2017. 410 с.
- Халин А.А., Мочалова А.А. Деятельность нижегородской речной полиции (1882–1917) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 4(52). С. 36–41.
- Храмцовский Н.Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Книги, 1857. Ч. 1. 127 с.
- Центральный архив Нижегородской области. Ф. 2013. Оп. 602а. Д. 47а. Л. 91.
Сведения об авторе
Киселев Иван Игоревич – аспирант кафедры методологии, истории и философии науки, Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, Россия, Нижний Новгород (ik99@bk.ru).
Формат цитирования
Киселев И.И. Становление и развитие завода «Красное Сормово» во второй половине XIX – начале XX века // Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 12–23. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-3-12-23.
Загрузить полный текст статьи