DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-4-105-112
УДК 394
ББК 26.89
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ «Сакрализация археологических памятников как феномен духовной жизни современного населения Южного Урала» (проект № 23-28-01674).
Т.А. ЯВНАЯ
Ключевые слова
сакрализация, археологические памятники, киберэтнография, святые места Южного Урала, ислам
Аннотация
С каждым годом увеличивается число паломников и посетителей святых мест Республики Башкортостан. В регионе ежегодно строятся новые и облагораживаются старые объекты поклонения. Данная статья посвящена изучению паломничества в Башкирии на современном этапе.
Целью статьи является анализ причин роста числа паломников и современных тенденций религиозного туризма в Башкирии.
Материалы и методы. В рамках исследования использовались материалы полевой экспедиции, которые были получены через такие методы, как анкетирование, опрос и включенное наблюдение. Также применены методы киберэтнографии: осуществлен анализ интернет-сообщества, акторы которого участвуют в мероприятиях, организуемых на святых местах Южного Урала.
Научная новизна. В данной работе проведен анализ резкого роста паломничества в Башкирии после 2019 г. Помимо этого, автор применил включенное наблюдение в экспедиции, что в последний раз проводилось по данным памятникам этнографами в 2010 г. В настоящее время зарубежными и отечественными учеными активно внедряется метод киберэтнографии в изучении современных тенденций, автором статьи впервые применяется метод киберэтнографии в изучении религиозного паломничества в Республике Башкортостан.
Результаты исследования. В ходе экспедиции был проведен опрос туристов, гидов и паломников у мавзолея Хусейн-бека и Тура-хана в Чишминском районе Республики Башкортостан и у курганного могильника Ильчигулово-IV (священная гора Нарыстау) в Миякинском районе Республики Башкортостан, а также анкетирование группы туристов из Уфы и дан анализ состава паломников по половозрастным признакам с помощью методов киберэтнографии. В результате исследования установлено, что поток паломников и туристов на святые места региона ежегодно увеличивается.
Выводы. Наиболее активными посетителями святых мест являются мусульмане, связанные с суфийскими братствами. Большинство святых мест мусульман организовано на месте археологических объектов XIV–XV вв. По демографическим признакам чаще всего туристами являются женщины среднего и пожилого возраста, что показывает необходимость улучшения инфраструктуры для досуга и пешего передвижения.
Литература
Сведения об авторе
Явная Татьяна Александровна – стажер-исследователь, Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Россия, Уфа (yavnaya-t@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0006-9825-523X).
Формат цитирования
Явная Т.А. Применение методов нетнографии при изучении паломников-мусульман и посетителей святых мест Республики Башкортостан // Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 105–112. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-4-105-112.