DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-4-19-26
УДК 373.522
ББК 4.200.526.2
Р.Р. КРАСНОВА
Ключевые слова
политехнизация, советская школа, Симбирск, система образования, политика партии, практические навыки
Аннотация
Стремительно изменяющиеся глобальные условия диктуют потребность реформирования системы образования. Для эффективности данного процесса предполагается изучение исторического опыта, в частности положительного опыта реформирования советской системы образования, что говорит о практической значимости исследовательской работы.
Цель исследования – изучение процесса политехнизации советской школы с тем, чтобы выявить проблемы, сложности и практические приемы их преодоления, которые можно было бы применить на современном этапе.
Материалы и методы. Были использованы материалы местных архивных источников и прессы, проводился анализ методов политехнизации среднего образования, а также их фактическое воплощение в школах. Научный интерес представляет фактологический материал (архивные документы, публикации в местной печати), который дает благоприятную базу для изучения того, каким образом партийная политика реализовалась на местах.
Результаты исследования. Структура исполнительной власти являлась гарантом того, что партийная политика будет воплощена в жизнь, однако бюрократизация тормозила этот процесс, что в общих чертах является аналогом сложившейся современной ситуации. Многосторонняя система контроля в системе школьного образования (административная, партийная и общественная) способствовали тому, что политехнизация проходила достаточно эффективно не только в городе, но и сельской местности. Кроме того, положительно сказалось на процессе политехнизации и оптимизации всей системы образования вовлечение школьников в реальную трудовую деятельность, а также введение практических занятий.
Выводы. Введение теоретических занятий по профессиональному ориентированию, а также практических уроков может способствовать повышению общего уровня образования современных школьников, их осведомленности о разнообразии профессий, престижа «рабочих» специальностей. Автор приводит параллельный анализ сложившейся ситуации в начале 1930-х гг. и современного состояния системы образования, показывая новые возможности для решения современных проблем в образовательной системе.
Литература
Сведения об авторе
Краснова Рамиля Рефкатьевна – соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры истории, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Россия, Ульяновск (krasnov.krasnov-80@yandex.ru).
Формат цитирования
Краснова Р.Р. Процесс политехнизации системы школьного образования в начале 1930-х годов (на материале архивных источников Ульяновской области) // Исторический поиск / Historical Search. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 19–26. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-4-19-26.