DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-95-104
УДК 373.1(091)(470.344)“18/20”
ББК Ч403(2Рос.Чув)ю1
А.П. ЗЫКИНА
Ключевые слова
история школьного образования, территория Чувашии, нормативно-правовые документы, архивные документы, статистические источники
Аннотация
Становление и развитие системы школьного образования в России представляет собой сложный и тернистый путь. По сравнению с западноевропейским аналогом отечественная общеобразовательная школа имеет менее продолжительную историю. В нашей стране первые начальные и средние учебные заведения, дающие общее образование, появились только в конце XVIII в. На протяжении XIX столетия они неоднократно реформировались, в итоге происходили заметные количественные и качественные изменения. Однако, несмотря на это, можно говорить об определенной преемственности в эволюции отечественной школы до начала XX в. Коренная ломка сложившейся системы общего образования произошла в результате установления советской власти. На протяжении 1920–1930-х гг. все ступени и звенья сферы образования были перестроены.
Целью исследования является анализ исторических источников по проблеме становления и развития системы общего школьного образования на территории современной Чувашии.
Материалы и методы. Исследование выполнено на основе нормативно-правовых и архивных документов. В работе мы опирались на принципы историзма, системности и объективности, рассматривая события в исторической взаимосвязи, анализа разноплановых исторических источников по теме исследования. Использовались историко-сравнительный и историко-типологический методы научных исследований. Опираясь на них, удалось выделить основные группы источников и дать им научный анализ.
Научная новизна определяется тем, что в региональной историографии впервые дается анализ основных групп исторических источников по теме становления и развития системы общего школьного образования в регионе начиная с конца XVIII в. и до 1920–х гг., т.е. до времени создания советской системы школьного образования. Большинство архивных источников вводится в научный оборот впервые.
Результаты исследования. В статье дана характеристика двум основным группам исторических источников по теме «История школьного образования в России». Это нормативно-правовые документы и архивные материалы. Они являются наиболее многочленными и важными для изучения темы. Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения могут помочь лучше понять современное состояние и перспективы развития отечественной системы образования. Также полученные результаты могут быть использованы для разработки обобщающих трудов по истории и культуре региона. Данное исследование не носит исчерпывающего характера. В перспективе необходимо уделить внимание таким интересным группам исторических документов, как мемуары, письма и воспоминания участников образовательного процесса, т.е. учителей, учащихся и организаторов образования конца XVIII – первой трети XX в.
Выводы. Исторические источники по теме «История школьного образования на территории современной Чувашии в конце XVIII – первой трети XX в.» являются многочисленными и разнообразными. Они являются репрезентативными, позволяют изучить разные аспекты темы и помогают воссоздать общий ход развития региональной школы в рамках рассматриваемого периода и выявить ее специфику.
Литература
Сведения об авторе
Зыкина Алевтина Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alevtina-pet@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3486-706X).
Формат цитирования
Зыкина А.П. Анализ источников по истории школьного образования на территории Чувашии (конец XVIII – первая треть XX века) // Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 95–104. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-95-104.