Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 1.  /  АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШИИ (конец XVIII – первая треть XX века)

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШИИ (конец XVIII – первая треть XX века)

DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-95-104

УДК 373.1(091)(470.344)“18/20”

ББК Ч403(2Рос.Чув)ю1

А.П. ЗЫКИНА

Ключевые слова

история школьного образования, территория Чувашии, нормативно-правовые документы, архивные документы, статистические источники

Аннотация

Становление и развитие системы школьного образования в России представляет собой сложный и тернистый путь. По сравнению с западноевропейским аналогом отечественная общеобразовательная школа имеет менее продолжительную историю. В нашей стране первые начальные и средние учебные заведения, дающие общее образование, появились только в конце XVIII в. На протяжении XIX столетия они неоднократно реформировались, в итоге происходили заметные количественные и качественные изменения. Однако, несмотря на это, можно говорить об определенной преемственности в эволюции отечественной школы до начала XX в. Коренная ломка сложившейся системы общего образования произошла в результате установления советской власти. На протяжении 1920–1930-х гг. все ступени и звенья сферы образования были перестроены.

Целью исследования является анализ исторических источников по проблеме становления и развития системы общего школьного образования на территории современной Чувашии.

Материалы и методы. Исследование выполнено на основе нормативно-правовых и архивных документов. В работе мы опирались на принципы историзма, системности и объективности, рассматривая события в исторической взаимосвязи, анализа разноплановых исторических источников по теме исследования. Использовались историко-сравнительный и историко-типологический методы научных исследований. Опираясь на них, удалось выделить основные группы источников и дать им научный анализ.

Научная новизна определяется тем, что в региональной историографии впервые дается анализ основных групп исторических источников по теме становления и развития системы общего школьного образования в регионе начиная с конца XVIII в. и до 1920–х гг., т.е. до времени создания советской системы школьного образования. Большинство архивных источников вводится в научный оборот впервые.

Результаты исследования. В статье дана характеристика двум основным группам исторических источников по теме «История школьного образования в России». Это нормативно-правовые документы и архивные материалы. Они являются наиболее многочленными и важными для изучения темы. Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения могут помочь лучше понять современное состояние и перспективы развития отечественной системы образования. Также полученные результаты могут быть использованы для разработки обобщающих трудов по истории и культуре региона. Данное исследование не носит исчерпывающего характера. В перспективе необходимо уделить внимание таким интересным группам исторических документов, как мемуары, письма и воспоминания участников образовательного процесса, т.е. учителей, учащихся и организаторов образования конца XVIII – первой трети XX в.

Выводы. Исторические источники по теме «История школьного образования на территории современной Чувашии в конце XVIII – первой трети XX в.» являются многочисленными и разнообразными. Они являются репрезентативными, позволяют изучить разные аспекты темы и помогают воссоздать общий ход развития региональной школы в рамках рассматриваемого периода и выявить ее специфику.

Литература

  1. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917–1947 гг. Вып. 1. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 320 с.
  2. Народное образование в Казанской губернии. Казань: Казанск. губ. земство, 1905. 211 с.
  3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917–1973. М.: Педагогика, 1974. 559 с.
  4. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции / сост. А.М. Данев. М.: Учпедгиз, 1948. 478 с.
  5. О непринимании из учителей, кои на казенном иждивении к сей должности приуготовлены, кроме настоящего их звания, в другую службу без точного на то позволения Комиссии об училищах // Полное собрание законов Российской империи (далее – ПСЗ). СПб., 1830. Т. 24. С. 688.
  6. Об открытии народных училищ // ПСЗ. СПб., 1830. Т. 22. С. 672.
  7. Об учреждении Комиссии для заведения в России народных училищ // ПСЗ. Т. С. 664.
  8. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 года. Вып. VI. Казанский учебный округ. СПб.: Тип.-лит. М.П. Фроловой, 1913. 84 с.
  9. Положение о начальных народных училищах 1864 г. // Сборник постановлений по МНП. Т. III. 1855–1864. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1865. Ст. 1226–1281.
  10. Положение о начальных народных училищах 1874 г. // ПСЗ. Собрание второе. СПб., 1877. Т. 49, отд. 1. С. 836–840.
  11. Правила о церковноприходских школах 1884 г. // Свод главнейших законоположений и распоряжений о начальных народных училищах и учительских семинариях / сост. П. Аннин. 3-е изд. СПб.: Тип. Глазунова, 1890. Ч. I. С. 228–239.
  12. Предположение об открытии главных народных училищ в 16 губерниях. 30 октября 1786 г. // Сборник материалов для истории просвещения в России: в 4 т. СПб.: Издание М-ва нар. Просвещения, 1893. Т. 1. Ст. 16–17.
  13. Сборник материалов для истории просвещения в России: в 4 т. СПб.: Издание М-ва нар. Просвещения, 1893. Т. 1. 577 с.
  14. Сборник постановлений и распоряжений по реальным училищам Министерства народного просвещения за 1875–1909 гг. / сост. Д. Кузьменко. М.: Юрид. маг. “Правоведение” И.К. Голубева, 1910. 503 с.
  15. Справочник народного учителя: Сборник постановлений и распоряжений по народному образованию / В.И. Чарнолуский, К.И. Львов. М.: Работник просвещения, 1925. 158 с.
  16. Статистические таблицы Российской империи, составленные и изданные по распоряжению министра внутренних дел Статистическим отделом Центрального статистического комитета. Вып. 1: За 1856 год. СПб.: Центр. стат. комитет Мин-ва внутр. дел, 1858. 300 с.
  17. Таблицы учебных заведений всех ведомств Российской империи, с показанием отношения числа учащихся к числу жителей. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1838. 109 с.
  18. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения» 1864 г. // Сборник постановлений по МНП. Т. III. 1855–1864. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1865. Ст. 1301–1351.
  19. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения» 1871 г. // Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям ведомства МНП. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1874. С. 16–69.
  20. Устав гимназий и училищ, уездных и приходских от 8 декабря 1828 года // ПСЗ. Собрание второе. СПб., 1830. Т. 3. С. 1099–1127.
  21. Устав народным училищам Российской империи (5 августа 1786 г.) // ПСЗ. СПб., 1830. Т. 22. С. 646–669.
  22. Устав учебных заведений, подведомых университетам 1804 года // Школьное образование в России в конце XVIII–XIXвв.: сб. док. / сост. А.В. Арсентьева, А.П. Петрянкина. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. С. 29–61.
  23. Янкович Ф.И. Правила для учащихся в народных училищах. СПб.: Тип. Акад. наук, 1782. 24 с.
  24. Янкович Ф.И. Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи, изданное по высочайшему повелению. СПб.: Имп. Акад. наук, 1807. 145 с.

Сведения об авторе

Зыкина Алевтина Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alevtina-pet@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3486-706X).

Формат цитирования

Зыкина А.П. Анализ источников по истории школьного образования на территории Чувашии (конец XVIII – первая треть XX века) // Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 95–104. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-95-104.

Загрузить полный текст статьи