DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-51-60
УДК 947.085
ББК 63.3(2)622
О.С. МАКАРОВА
Ключевые слова
советская пропаганда, Великая Отечественная война, образ врага, психологическая война, агитация
Аннотация
В статье рассмотрена проблематика эволюции образа врага в период перелома борьбы советского народа против фашизма. Изучены наиболее важные аспекты идеологической борьбы между Германией и Советским Союзом в июне 1942 – августе 1943 г. Обоснованы причины трансформации образа противника на основе анализа имевших место событий военного времени. Актуальность данной проблематики определяется в первую очередь важностью сохранения памяти о Великой Отечественной войне, в которой решающую роль играло знание о враге. Этот победоносный опыт может помочь противодействовать возрождению идей нацизма в современном мире. Благодаря глубокому и всестороннему изучению механизма военной патриотической пропаганды и внедрению в нее новых технологий решаются задачи по сохранению идентичности и развитию общества. В настоящее время эти исторические процессы помогут расширить кругозор и развить нравственно-патриотические ценности у современной молодежи.
Целью статьи является рассмотрение трансформации образа врага в период коренного перелома в Великой Отечественной войне в июне 1942 – августе 1943 г. для выявления наиболее характерных особенностей его отображения в различных материалах советской патриотической пропаганды.
Материалы и методы. Методологической основой данного исследования выступают как общенаучные, так и специальные исторические принципы и методы познания, включая принципы историзма, объективности и системности, а также совокупность методов, позволивших провести всесторонний анализ архивных и иных источников исследования, в их числе историко-генетический, историко-типологический, историко-системный и др. Работа основывается на архивных документах и материалах периодической печати.
Результаты исследования. Отмечаются важнейшие обстоятельства данного периода, сыгравшие определяющую роль в формировании образа врага в советской пропаганде. В статье представлены наиболее характерные черты образа противника, создаваемые советской пропагандой. Исследованы изменения проводившейся среди населения оккупированных территорий германской пропаганды. Дан сравнительный анализ деятельности пропагандистов фашистской Германии и СССР. Приведены примеры создания образа врага на основании изучения документальных источников, воплощенные в произведениях литературы и художественного искусства. Выявлен метафорический образ врага, отраженный в советской пропаганде, на основе изучения архивных материалов и периодической печати. При этом оценена важность натуралистического описания преступлений, совершенных фашистами по отношению к мирному населению оккупированных территорий с целью представить истинное лицо захватчиков и мобилизовать общество на борьбу с врагом. Рассмотрены вопросы легитимности власти противоборствующих сторон.
Выводы. В переломный период Великой Отечественной войны происходит трансформация образа врага. Изначальный образ бесчеловечного звероподобного противника, порабощавшего все новые и новые народы, после поражений, которые потерпела германская армия, трансформируется в карикатурный облик поверженного трусливого врага. Враг по-прежнему силен, жесток и коварен, но доминирующим в произведениях советской пропаганды и общественном сознании становится образ именно поверженного врага. Неизбежность победы выступает доминирующим лейтмотивом в советской пропаганде, и враг в образах, созданных пропагандой, должен вызывать чувство отвращения. Важным фактором становится натурализация подачи информации о преступлениях, совершенных фашистами и их пособниками. Речь идет о развитии системы контрпропаганды, убеждающей людей, что бесчеловечному врагу, убивающему женщин и детей, нельзя верить. Образы, созданные в советских пропагандистских произведениях, достигли своей цели и прочно укоренились в общественном сознании.
Литература
Сведения об авторе
Макарова Олеся Сергеевна – аспирантка кафедры новейшей истории России, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург (M9843711@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8515-3345).
Формат цитирования
Макарова О.С. Образ врага в советской пропаганде в период перелома борьбы с фашизмом (июнь 1942 – август 1943 года) // Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 51–60. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-51-60.