DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-68-73
УДК 373-043.86(091)(470.344)“1959/1965”
ББК Ч403(2Рос.Чув)63-4
Н.С. МАТВЕЕВА, О.Н. ШИРОКОВ
Ключевые слова
общеобразовательная школа, образовательная реформа, учительские кадры, Чувашская АССР
Аннотация
Тема общеобразовательной школы сегодня является актуальной, поскольку в любой исторический период развития страны обучение и воспитание молодого поколения являются базой, позволяющей вырастить достойных граждан, патриотов своей страны.
Цель исследования – анализ исторического опыта реформирования школьного образования в соответствии с законом о школе 1958 г.
Материалы и методы. Изучена научная литература и нормативно-правовые акты Министерства просвещения РСФСР, Министерства просвещения Чувашской АССР, на результатах анализа которых рассмотрены исторические предпосылки, влияющие на становление общеобразовательной школы. В процессе анализа реформы школьного образования потребовалось обратиться к материалам об истории формирования педагогических кадров для работы в общеобразовательных школах страны, хранящихся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики. В работе применялись общетеоретические методы.
Результаты исследования. 24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг. В Чувашской АССР выполнение закона начиналось сразу же после его принятия. В республике были построены новые школы, укреплялась их материально-техническая база. В 1959 г. семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние, а десятилетние – в средние трудовые школы с политехническим обучением. В 1960–1965 гг. были проведены некоторые организационные меры по улучшению питания учащихся. За время реформ увеличилось количество педагогических кадров со специальным образованием. Воспитательная работа решала вопросы, связанные с трудовым воспитанием, предприятия стали предоставлять ученикам школы рабочие места в цехах, что давало возможность заниматься практической работой. В системе народного образования наблюдались положительные сдвиги.
Выводы. В рамках реализации закона о тесной связи школы с жизнью менялся образ школы и учителя в сознании советского народа. В целом можно отметить положительный опыт реформирования школьного образования в Чувашской АССР ко второй половине 1960-х гг. Идеи, выдвинутые в те далекие годы, полученный опыт актуальны и в современном обществе при воспитании и обучении детей.
Литература
Сведения об авторах
Матвеева Наталия Сергеевна – аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ns_matveeva@inbox.ru).
Широков Олег Николаевич – доктор исторических наук, профессор, декан историко-географического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (425954@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6218-8948).
Формат цитирования
Матвеева Н.С., Широков О.Н. Особенности развития системы школьного образования в Чувашии в 1959–1965 годах // Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 68–73. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-68-73.