Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 1.  /  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ В 1959–1965 ГОДАХ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ В 1959–1965 ГОДАХ

DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-68-73

УДК 373-043.86(091)(470.344)“1959/1965”

ББК Ч403(2Рос.Чув)63-4

Н.С. МАТВЕЕВА, О.Н. ШИРОКОВ

Ключевые слова

общеобразовательная школа, образовательная реформа, учительские кадры, Чувашская АССР

Аннотация

Тема общеобразовательной школы сегодня является актуальной, поскольку в любой исторический период развития страны обучение и воспитание молодого поколения являются базой, позволяющей вырастить достойных граждан, патриотов своей страны.

Цель исследования – анализ исторического опыта реформирования школьного образования в соответствии с законом о школе 1958 г.

Материалы и методы. Изучена научная литература и нормативно-правовые акты Министерства просвещения РСФСР, Министерства просвещения Чувашской АССР, на результатах анализа которых рассмотрены исторические предпосылки, влияющие на становление общеобразовательной школы. В процессе анализа реформы школьного образования потребовалось обратиться к материалам об истории формирования педагогических кадров для работы в общеобразовательных школах страны, хранящихся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики. В работе применялись общетеоретические методы.

Результаты исследования. 24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг. В Чувашской АССР выполнение закона начиналось сразу же после его принятия. В республике были построены новые школы, укреплялась их материально-техническая база. В 1959 г. семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние, а десятилетние – в средние трудовые школы с политехническим обучением. В 1960–1965 гг. были проведены некоторые организационные меры по улучшению питания учащихся. За время реформ увеличилось количество педагогических кадров со специальным образованием. Воспитательная работа решала вопросы, связанные с трудовым воспитанием, предприятия стали предоставлять ученикам школы рабочие места в цехах, что давало возможность заниматься практической работой. В системе народного образования наблюдались положительные сдвиги.

Выводы. В рамках реализации закона о тесной связи школы с жизнью менялся образ школы и учителя в сознании советского народа. В целом можно отметить положительный опыт реформирования школьного образования в Чувашской АССР ко второй половине 1960-х гг. Идеи, выдвинутые в те далекие годы, полученный опыт актуальны и в современном обществе при воспитании и обучении детей.

Литература

  1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 2306. Оп. 73. Д. 2700.
  2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. 221. Оп. 31. Д. 582.
  3. ГИА ЧР. Ф. 221. Оп. 31. Д. 737.
  4. Евлампьев К.Е. Совместная работа Чувашского государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева со школами и органами народного образования // Ученые записки / ЧГПИ. Чебоксары, 1963. Вып. 16. С. 5–14.
  5. Ефимов Л.А. Школы Чувашского края в XIX–XX вв. М.: МГОУ им. М.А. Шолохова, 2003. 535 с.
  6. Закон СССР от 24.12.1958 “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”[Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик: сайт. URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения: 02.08.2023).
  7. Киреев Н.П. Народное образование СССР. М.: Знание, 1957. 134 с.
  8. Постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1966 года № 874 «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик: сайт. URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6490.htm (дата обращения: 02.08.2023).
  9. Прокофьев М.А. Актуальные задачи советской школы. М.: Педагогика, 1969. 231 с.
  10. Сергеев Т.С. Мечта сбылась: (К 100-летию Ходарской школы им. И.Н. Ульянова). Чебоксары: Знание, 1969. 31 с.
  11. Советская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Просвещение, 1977. 205 с.

Сведения об авторах

Матвеева Наталия Сергеевна – аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ns_matveeva@inbox.ru).

Широков Олег Николаевич – доктор исторических наук, профессор, декан историко-географического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (425954@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6218-8948).

Формат цитирования

Матвеева Н.С., Широков О.Н. Особенности развития системы школьного образования в Чувашии в 1959–1965 годах // Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 68–73. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-1-68-73.

Загрузить полный текст статьи