Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 2.  /  СТАНОВЛЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ Ф.Х. ФАИЗХАНОВА ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ ВЕКА

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ Ф.Х. ФАИЗХАНОВА ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ ВЕКА

DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-2-123-129

УДК 947(470.41)“19”:82

ББК 63.3(2РОС=ТАТ)6:83

А.Н. ЮЗЕЕВ, И.Г. МУХАМЕТЗЯНОВА

Ключевые слова

религиозный деятель, знаток восточных языков, рукописей и каллиграфии, мировоззрение, просветительские взгляды.

Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что имя Хусаина Фаизханова является символом для всего мусульманского мира. И по сей день он остается выдающимся татарским общественным деятелем, педагогом, историком и востоковедом, осуществившим значимый вклад в становление и развитие духовной культуры татарского общества.

Целью исследования является изучение жизнедеятельности религиозного деятеля Хусаина Фаизханова во второй четверти ХIХ в.

Материалы и методы. Методологическим фундаментом изучения предмета исследования являются анализ и описательно-повествовательный метод. По результатам анализа опубликованных источников и имеющейся литературы по теме исследования в статье отражен первый период жизни и деятельности Х. Фаизханова (1823–1854 гг.).

Результаты исследования. Анализ жизни и деятельности Хусаина Фаизханова с 1823 по 1854 г. показал, что этот период характеризуется получением первоначального религиозного образования в местной деревенской школе, в медресе Заказанья и в городе Казани. Его учителями были Мухаммад-Карим, Баймурада ибн Мухарряма аль-Мангари, Шигабуддин Марджани и Александр Касимович Казембек. Знания, полученные у религиозных деятелей в начале жизненного пути, не прошли бесследно для Хусаина Фаизханова, они заложили основу для получения им дальнейшего образования. У первых мударрисов Хусаин Фаизханов получил знания не только арабского, персидского, турецкого языков, но и достаточно глубокие знания в каллиграфии, которые в последующем помогли ему в изучении рукописных текстов. Однако значительное влияние на формирование просветительского аспекта мировоззрения и теологических взглядов Хусаина Фаизханова сыграл Ш. Марджани. В Казани происходит знакомство Хусаина Фаизханова с представителями светской научной среды, в которой значимую роль играл корреспондент Российской Императорской академии наук, специалист по восточной культуре А.К. Казембек. Со временем после переезда А.К. Казембека в Санкт-Петербург он пригласил к себе Хусаина Фаизханова и в перспективе видел его преподавателем восточных языков. В 1854 г. Хусаин Фаизханов переехал в Санкт-Петербург, где знакомится с учениками Казембека – востоковедом-тюркологом И.Н. Березиным, востоковедом-миссионером Н.И. Ильминским, преподавателем восточной каллиграфии в университете М. Махмудовым. Эти знакомства сыграли важную роль в жизни Хусаина Фаизханова. Их взаимоотношения оставались прочными в течение последующих лет. Общение с востоковедами Казанского университета, такими как А.К. Казембек, И.Н. Березин, Н.И. Ильминский, стало определяющим в формировании просветительских взглядов Хусаина Фаизханова.

Выводы. Хусаин Фаизханов по праву является пионером татарского просветительского движения, историком, знатоком восточных языков, рукописей и каллиграфии. Хусаин Фаизханов находится в первых рядах татарского просветительства и является одним из ведущих востоковедов-тюркологов России. Мировоззрение Хусаина Фаизханова в начальный период формирования полностью определило татарское просветительское движение.

Литература и источники

  1. Мазитова Н.А. Изучение Среднего и Ближнего Востока в Казанском университете. Казань, 1972. 260 с.
  2. Марджани. Казан: Магариф, 1915. 639 с.
  3. Марджани Ш. Вафият ал-аслаф ва тахият ал-ахлаф / пер. с араб., комм., вступ. ст. и прим. А.Н. Юзеева. Казань: Иман, 1999. 126 с.
  4. Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар. Казан, 1900. Т. 2. 505 с.
  5. Мəржани Ш. Мустафадел-эхбар фи ахвали Казан ва Болгар. Казан, 1989. 304 с.
  6. Полный конкорданс Корана, или ключ, по всем словам, и выражениям его текста, для руководства и исследования различных религиозных, юридических, исторических и литературных начал всей книги. СПб.: Академия Наук, 1859.
  7. Совет эдэбияты. 1946. № 1.
  8. Фахреддин Р. Асар. Оренбург, 1908. Т. 2. 501 с.
  9. Фəхреддин Р. Асар. Казан: Рухият, 2009. Т. 2. 303 с.
  10. Хусаин Фаизханов. Жизнь и наследие. Историко-документальный сборник. Н. Новгород: Медина, 2008. 152 с.
  11. Шараф Ш. Мэржанинын тэжимэи хэле // Марджани. Казань, 1915. С. 113–114.

 Сведения об авторах

Юзеев Айдар Нилович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, Россия, Казань (Youzeev@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5891-5447).

Мухаметзянова Илюза Галимяновна – кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, Россия, Казань (ilyuzam80@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0009-9050-3026).

Формат цитирования

Юзеев А.Н., Мухаметзянова И.Г. Становление просветительских и религиозных взглядов Ф.Х. Фаизханова во второй четверти ХIХ века // Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 2. – С. 123–129. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-2-123-129.

Загрузить полный текст статьи