DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-3-31-42
УДК 392.6”18/19”(=512.111)
ББК 63.521(=635.1)
Г.А. НИКОЛАЕВ
Ключевые слова: чувашская деревня, капитализм, парни и девицы, брак и семья, сожительство, поверья, мифологический персонаж Эсрел.
До 1917 г. нерусским волжским народам частью современников приписывалось асоциальное поведение в семейно-брачной сфере. Некритическое использование подобной информации отдельными современными исследователями бросает тень на историческое прошлое этнических сообществ. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью объективного освещения повседневной жизни многонациональных волжских аграрных социумов.
Цель исследования – показать действительную картину взаимоотношений молодых людей до брака и поведения супругов в семейной жизни в чувашской деревне.
Материалы и методы. Источниками исследования послужили этнографические записки, свидетельства, воспоминания и письма современников. Выбранные для анализа сюжеты автором изучаются на основе применения системного, историко-сравнительного и историко-антропологического подходов и учета восприятия хлебопашцами реалий действительности в аспекте «свой-чужой».
Результаты исследования. В статье подробно разбирается случай, связанный с некритическим использованием современным исследователем содержащейся в некоторых исторических источниках субъективной информации о половой распущенности чувашей волжской деревни в эпоху капиталистической модернизации. В ней приводится убедительный документальный материал, опровергающий подобные аналитические конструкции служителей православного культа и отдельных блюстителей нравственности. Показывается, что такие ложные построения имеют в своей основе неправомерное применение ревнителями христианства норм морали и нравственности монотеистической традиции для оценки реалий повседневной действительности политеистов и «двоеверов». Отмечается, что во второй половине XIX – начале XX в. асоциальное поведение чувашских крестьян в семейно-брачной сфере было редким явлением, хотя и имело тенденцию к некоторому росту. На основании привлеченных автором свидетельств отношение членов сельских обществ к распутникам предстает жестким и нетерпимым. Опровергается утверждение о связи асоциального поведения юношей и девушек до брака с традиционными верованиями этноса. Назидания, оставленные молодым людям и семейным парам из мировоззренческих установок этноса, характеризуются как моральные и глубоко нравственные.
Выводы. В эпоху капиталистической модернизации молодые люди и семейные пары в чувашской деревне в своем поведении в семейно-брачной сфере, за редким исключением, руководствовались принципами нравственности и добропорядочности.
Литература
Сведения об авторе
Николаев Геннадий Алексеевич – кандидат исторических наук, заместитель директора по науке и развитию, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Россия, Чебоксары (nicga50@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0000-1443-545X).
Формат цитирования
Николаев Г.А. К вопросу об асоциальном поведении чувашских крестьян волжской деревни во второй половине XIX – начале XX века // Исторический поиск / Historical Search. 2024. Т. 5, № 3. С. 31–42. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-3-31-42.