Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 4  /  КАМПАНИЯ ПО БОРЬБЕ С ПАЛОМНИЧЕСТВАМИ К «СВЯТЫМ МЕСТАМ» В ЧУВАШСКОЙ АССР В КОНЦЕ 1950-х – НАЧАЛЕ 1960-х ГОДОВ

КАМПАНИЯ ПО БОРЬБЕ С ПАЛОМНИЧЕСТВАМИ К «СВЯТЫМ МЕСТАМ» В ЧУВАШСКОЙ АССР В КОНЦЕ 1950-х – НАЧАЛЕ 1960-х ГОДОВ

DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-4-107-126

УДК 94(470.344)+281.93«19»

ББК 63.3 (2Рос.Чув):86.372

А.Г. БЕРМАН

Ключевые слова: СССР, Чувашская АССР, православие, Совет по делам Русской православной церкви, «хрущевские гонения на церковь», паломничество, святые места.

Важной составляющей антицерковной кампании, проходившей в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг., была борьба с паломничествами к так называемым «святым местам».

Для нашей страны подобные кампании не были новостью, достаточно вспомнить петровский указ о запрещении строить несанкционированные властью часовни.

Очевидно, что культ «святых мест» был важной частью так называемой «бытовой» или «народной» религиозности и наличие «святых мест» поддерживало у населения религиозный энтузиазм. Разумеется, стремясь ограничить влияние «религиозных предрассудков» на граждан, советская власть не могла не обратить внимание на это явление.

Цель исследования – изучить борьбу с паломничествами к «святым местам» на территории Чувашской АССР, происходившую в рамках очередного обострения государственно-церковных отношений в конце 1950-х – начале 1960-х гг., известного как «хрущевская антицерковная кампания».

Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили материалы фонда уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви (с 1965 г. Совета по делам религий) при Совете Министров по Чувашской АССР (Ф. Р-1857), находящиеся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики. В качестве метода исследования использовалось материалистическое понимание истории.

Результаты исследования. На территории Чувашской АССР уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви фиксируют в своих отчетах два «святых места»: в с. Ишаках Чебоксарского района и в с. Миренки Кувакинского (ныне Алатырского) района. Важной частью культа «святых мест» было почитание колодцев, вода в которых считалась населением священной. Ежегодно, в особые дни, связанные с местным культом, происходило массовое паломничество к колодцам с освященной водой. Вокруг «святого места» в дни паломничества организовывались стихийные рынки организациями потребкооперации. Паломничества сопровождались соответствующими практиками (почти прилюдное раздевание и обливание водой, юродство и т.д.), которые могли выглядеть шокирующе. Паломничества способствовали поддержанию высокого уровня религиозности в сельской местности.

В конце 1950-х гг. центральными органами власти был принят ряд нормативных актов, направленных на минимизацию, а по возможности, и ликвидацию практики паломничества. Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви по Чувашской АССР удалось положить конец паломничеству в с. Ишаки и в с. Миренки. Однако «святые места» стихийно возникали и в других локациях.

Выводы. Советское общество в целом было готово мириться с религией, но в четко очерченных рамках храма. В этом смысле борьба с паломничествами вписывалась в просвещенческую парадигму. Аргументация наступления на «святые места» удивительно похожа на аргументацию петровского указа о запрете строительства часовен на «святых местах». Обе эти кампании, отстоящие друг от друга на два столетия, вполне можно рассматривать как явления одного порядка, как эпизоды секуляризации в российском исполнении.

Литература

  1. Алексеев Г.А. Численность населения Чувашии в период советской власти (1920–1991 гг.) и новейшее историческое время (с 1992 г.) // Здравоохранение Чувашии. 2020. № 2. С. 77–83. DOI: 10.25589/GIDUV.2020.11.58.013.
  2. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. Р-1857. Оп. 1.
  3. «Добиться закрытия так называемых “святых мест”» // Источники. Вестник Архива Президента Российской Федерации. 1997. № 4. С. 120–129.
  4. Кудряшов Г. О «святых» местах и изворотливых дельцах // Сов. Чувашия. 1959. 17 мая.
  5. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. М.: Древлехранилище, 2000. 574 с.
  6. Липатова А.П. Вариативность легенды. М.: РГГУ, 2019. 215 с.
  7. Лурье В.М. Введение в критическую агиографию. СПб.: Axioma, 2009. 238 с.
  8. Народное хозяйство СССР в 1960 году. Статистический ежегодник. М.: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1961. 943 с.
  9. Очерки традиционной культуры Ульяновского Присурья. Этнодиалектный словарь. Т. 2: М–Я / И.С. Кызласова (Слепцова), А.П. Липатова, М.Г. Матлин и др. М.: Индрик, 2012. 656 с.
  10. Подмарицын А.Г. Советская кампания по прекращению паломничества к святым местам рубежа 50–60-х годов XX столетия (на примере Куйбышевской, Ульяновской и Чкаловской/Оренбургской областей) // Самарский край в истории России: материалы Пятой Межрегион. науч. конф., посвящ. 190-летию со дня рождения П.В. Алабина, Самара, 26–27 ноября 2014 г. / Самар. обл. ист.-краевед. музей им. П.В. Алабина. Самара, 2015. Вып. 5. С. 251–
  11. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т. II: 1722. СПб.: Синодальная типография, 686+73 с.
  12. Сосковец Л.И. Советские верующие: общие социодемографические и культурные характеристики // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281. С. 62–65.
  13. Стеклов В. Родничок в болоте // Советская Чувашия. 1959. 7 июля.
  14. Хун У. С иконами и песнопениями, или епископ, сбежавший от своих прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Хрущева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Религиозные практики в СССР. 2012. № 3-4. С. 232–256.
  15. Шахнович М.М. Локальные «святые места» и практика борьбы с ними в период советской антирелигиозной кампании 1950-х гг. // Религиоведение. 2023. № 2. С. 79–88. DOI: 10.22250/20728662_2023_2_79.
  16. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. 400 с.

Сведения об авторе

БЕРМАН АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева, Россия, Чебоксары (galba@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3574-327X).

Формат цитирования

Берман А.Г. Кампания по борьбе с паломничествами к «святым местам» в Чувашской АССР в конце 1950-х – начале 1960-х годов // Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 4. – С. 107–126. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-4-107-126.

Загрузить полный текст статьи