DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-4-107-126
УДК 94(470.344)+281.93«19»
ББК 63.3 (2Рос.Чув):86.372
А.Г. БЕРМАН
Ключевые слова: СССР, Чувашская АССР, православие, Совет по делам Русской православной церкви, «хрущевские гонения на церковь», паломничество, святые места.
Важной составляющей антицерковной кампании, проходившей в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг., была борьба с паломничествами к так называемым «святым местам».
Для нашей страны подобные кампании не были новостью, достаточно вспомнить петровский указ о запрещении строить несанкционированные властью часовни.
Очевидно, что культ «святых мест» был важной частью так называемой «бытовой» или «народной» религиозности и наличие «святых мест» поддерживало у населения религиозный энтузиазм. Разумеется, стремясь ограничить влияние «религиозных предрассудков» на граждан, советская власть не могла не обратить внимание на это явление.
Цель исследования – изучить борьбу с паломничествами к «святым местам» на территории Чувашской АССР, происходившую в рамках очередного обострения государственно-церковных отношений в конце 1950-х – начале 1960-х гг., известного как «хрущевская антицерковная кампания».
Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили материалы фонда уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви (с 1965 г. Совета по делам религий) при Совете Министров по Чувашской АССР (Ф. Р-1857), находящиеся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики. В качестве метода исследования использовалось материалистическое понимание истории.
Результаты исследования. На территории Чувашской АССР уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви фиксируют в своих отчетах два «святых места»: в с. Ишаках Чебоксарского района и в с. Миренки Кувакинского (ныне Алатырского) района. Важной частью культа «святых мест» было почитание колодцев, вода в которых считалась населением священной. Ежегодно, в особые дни, связанные с местным культом, происходило массовое паломничество к колодцам с освященной водой. Вокруг «святого места» в дни паломничества организовывались стихийные рынки организациями потребкооперации. Паломничества сопровождались соответствующими практиками (почти прилюдное раздевание и обливание водой, юродство и т.д.), которые могли выглядеть шокирующе. Паломничества способствовали поддержанию высокого уровня религиозности в сельской местности.
В конце 1950-х гг. центральными органами власти был принят ряд нормативных актов, направленных на минимизацию, а по возможности, и ликвидацию практики паломничества. Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви по Чувашской АССР удалось положить конец паломничеству в с. Ишаки и в с. Миренки. Однако «святые места» стихийно возникали и в других локациях.
Выводы. Советское общество в целом было готово мириться с религией, но в четко очерченных рамках храма. В этом смысле борьба с паломничествами вписывалась в просвещенческую парадигму. Аргументация наступления на «святые места» удивительно похожа на аргументацию петровского указа о запрете строительства часовен на «святых местах». Обе эти кампании, отстоящие друг от друга на два столетия, вполне можно рассматривать как явления одного порядка, как эпизоды секуляризации в российском исполнении.
Литература
Сведения об авторе
БЕРМАН АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева, Россия, Чебоксары (galba@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3574-327X).
Формат цитирования
Берман А.Г. Кампания по борьбе с паломничествами к «святым местам» в Чувашской АССР в конце 1950-х – начале 1960-х годов // Исторический поиск / Historical Search. – 2024. – Т. 5, № 4. – С. 107–126. DOI: 10.47026/2712-9454-2024-5-4-107-126.