Родионов Виталий Григорьевич
DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-108-125
Ключевые слова
народный календарь, обрядовый комплекс, культ солнца, духи предков, прототюрки, хронотоп, булгарский именник, христианизация, трансформация.
Аннотация
Процесс массовой христианизации и использование в канцеляриях местных властей официального языка и юлианского календаря сильно повлияли на традиционный календарь чувашей. Семантической трансформации в первую очередь подвергались те названия, которые обозначали месяцы переходного периода, а также название главного обряда чувашей при весеннем равноденствии – калăм. До массовой христианизации чувашей их календарный год начинался с месяца норăс/нурăс. Данный термин одновременно с понятием о 5-дневной неделе был заимствован из соседнего иранского языка не позднее IV–VIII вв. н.э. До этого периода предки оногуро-булгар первым месяцем года могли назвать со значением «головной месяц [года]», а также иметь, как и все пратюрки, 3-дневную неделю. Последняя хорошо отражена в правилах деления отдельных частей фаз Луны оногуро-булгарского календаря, а также в 9-дневном делении фаз Луны в календарях чувашского, тувинского и некоторых других тюркских народов. Число 9 выражает главную идею гармонического единства трех сил мироздания: Неба (Солнца), Человека из срединного мира и Земли, в которой находятся останки его предков. Хронотоп обрядового комплекса калăм отражает универсальную идею «умирающей» и «воскрешающей» природы. Комплекс сложился на основе древнего культа Солнца у прототюрков, которые связывали год (в значении «теплый сезон») лишь с летним солнцем. С развитием скотоводства и возникновением понятия о двухсезонном (лето и зима) календарном годе изменилось и представление о его начале. Чуваши, как и другие тюркские народы, распределяли месяцы на две группы: летние и зимние. В дальнейшем древние тюрки стали означать переходные периоды от одного сезона к другому. Лето и зиму древние тюрки представляли как время «рождения и смерти» тепла и мороза. Обряд сĕрен, который первоначально символизировал угощение и проводы духов предков, постепенно преобразился в земледельческий праздник акатуй (сĕрен) и сабантуй «свадьба плуга».
Литература
- Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка: в 17 т. Чебоксары: Чуваш. книга, 1929. Т. 3. 364 с.
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии. М.; Л.: Наука, 1950. Т. 1. 380 с.
- Вишневский В.П. Письменная культура раннего просветительства / сост. и примеч. В.Г. Родионова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 608 с.
- Димитриев В.Д. Два описания чувашей и чувашские словари второй четверти XVIII века // Вопросы археологии и истории Чувашии: Учен. зап. НИИЯЛИЭ при Совете Министров Чувашской АССР. Вып. 19. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1960. С. 270–302.
- Димитриев В.Д. Чувашский календарь и метрология. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1982. 36 с.
- Егоров Н.И. Избранные труды: в 2 т. Чебоксары: Новое время, 2009. Т. 2. 840 с.
- Золотницкий Н.И. Изб. труды: статьи, лингвистические исследования, словари, письма, отчеты, разные документы / сост. В.Г. Родионов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 528 с.
- Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, Главная ред. вост. л-ры, 1989. 360 с.: ил.
- Короглы Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. М.: Наука, 1983. 336 с.
- Львов А.С. Иноязычные влияния в лексике памятников старославянской письменности (тюркизмы) // Славянское языкознание. VII Международный съезд славистов. Варшава. Август 1973 г. Доклады советской делегации. М.: Наука, 1973. С. 211–228.
- Милькович К. Быт и верования чуваш[ей] Симбирской губернии // Известия ОАИЭ при Казан. ун-те. Т. 22. Вып 1. Казань: Типо-литография ун-та, 1914. С. 38–60.
- Михайлов В.И. Быт и нравы чуваш[ей] и их обряды, обычаи, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, сны, приметы, речи и проч[ие] // ОР НБ Приволжского (Казанского) федерального ун-та. Шифр 2376. 567 с.
- Мөхәммәтҗанов Р.М. Башкортстан Ык буе татарларының йола иҗаты (Календарь поэзия. Уфа: Башкорт дәүләт ун-ты, 1982. 72 б.
- Мудрак О.А. Заметки о языке и культуре дунайских булгар // Аспекты компаративистики. М.: РГГУ, 2005. С. 83–106. URL: http://starling.rinet.ru/Text/bulgar.pdf (дата обращения: 05.05.2017).
- Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук. Ф. I.
- Родионов В.Г. Ермей Рожанский: жизнь и творчество / ЧГИГН. Чебоксары, 2012. 150 с.
- Родионов В.Г. О системе чувашских языческих обрядов // Родионов В.Г. Этнос. Культура. Слово: сб. науч. ст. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. С. 106–182.
- Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Исследования об инородцах Казанской губернии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 142 с.
- Симаков Г.Н. Общественные функции киргизских общественных развлечений в конце XIX – начале XX века. Л.: Наука, 1984. 230 с.
- Тимофеев Г.Т. Тăхăрьял (Сĕве тăршшĕнчи чăвашсем). Этнографи очеркĕсемпе халăх сăмахлăхĕ. Шупашкар: Чăваш кĕн. изд-ви, 1972. 492 с.
- Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988. 225 с.
- Уразманова Р.К. Годовой цикл традиционных обрядов и праздников татар // Новое в археологии и этнографии Татарии. Казань: ИЯЛИ КФ АН СССР, 1982. С. 95‑104.
- Федотов М.Р. Этимологический словарь чувашского языка: в 2 т. / ЧГИГН. Чебоксары, 1996. Т. 1. 470 с.
- Хамидуллин Б.Л. Хазары и их вассалы глазами современников. Казань: Слово, 2014. 280 с.
- Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период / сост. Н.И. Егоров, М.Г. Данилова. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. 225 с.
- Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 402 с.
Сведения об авторе
Родионов Виталий Григорьевич – доктор филологических наук, профессор кафедры чувашской филологии и культуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vitrod1@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0143-7952).
Формат цитирования
Родионов В.Г. Реконструкция чувашского календаря и обрядового комплекса калăм // Вестник Чувашского университета. – 2020. – № 4. – С. 108–125. DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-108-125.
Загрузить полный текст статьи