DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-165-175
УДК 94(47+57)
ББК 63.3
С.В. ХОМЯКОВ
Ключевые слова
Отечественная история, старообрядчество, Бурят-Монгольская АССР, советская власть, коммунистическая идеология, атеистическая кампания, колхозное строительство, культурная революция, «советский человек», новый быт
Аннотация
Утверждение советской власти в Бурятии явилось очередным и наиболее болезненным фактором упадка образа жизни одной из проживающих здесь общностей – старообрядцев. Появившись в регионе во второй половине XVIII в., они сумели сохранить свою религиозную идентичность и культурную специфику, хотя уже в начале XX в. исследователи отмечали тенденции отхода от наиболее ортодоксальных традиций и разрыва поколенческих связей. В 1920-х гг. большевики умело поддерживали волну протеста молодежи против власти родителей, желание поменять свою жизнь, выйдя из пределов замкнутой общины, а также представление о быте старообрядцев (построенном вокруг основы их идентичности, древлеправославной религии) как о темном и безнадежно устаревшем. Уже в 1930-е гг. сводки главной газеты республики – «Бурят-Монгольской правды» – рапортовали о новой счастливой жизни не только молодых, но и пожилых старообрядцев, оставивших религиозные предрассудки и в первых рядах строящих советское общество в селах Бурят-Монголии.
Статья рассматривает вопрос о том, чем было обусловлено такое изменение в менталитете людей: идеологической победой советской пропаганды или социально одобряемым поведением (включающим в себя случаи активного и продолжение общего пассивного сопротивления новой жизни)? Отсюда с учетом стремления нынешних старообрядцев к возвращению и развитию старых традиций ставятся задачи анализа внешних (бытовых) изменений 1930-х гг. в трудовой жизни и поиска попыток сохранения (для дальнейшей преемственности) идентичности социальной группы.
Объектом исследования является старообрядческая общность части бывшего Верхнеудинского уезда (с 1930-х гг. – Тарбагатайский и Мухоршибирский аймаки Бурят-Монгольской АССР), предметом – идеологические, культурные и религиозные процессы, протекавшие в их среде в обозначенный период.
В качестве краткого вывода следует, что продолжавшаяся в 1930-х гг. идеологическая кампания в Бурят-Монголии носила в старообрядческих районах формальный характер, состоявший в принятии изменений уклада жизни при сохранении основ религиозной идентичности.
Литература и источники
Сведения об авторе
Хомяков Сергей Васильевич – кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Россия, Улан-Удэ (khomyakov777@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1318-8906).
Формат цитирования
Хомяков С.В. Новый быт стаообрядцев Бурятии: «жить стало лучше, жить стало веселее»? (1930-е годы) // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 165–175. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-165-175.
* Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI вв.)», № 121031000243-5).