Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. Тема выпуска: Исторические науки  /  ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ В РЯЗАНСКОЙ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТЯХ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ В РЯЗАНСКОЙ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТЯХ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Е.А. Омельченко

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-142-157

Ключевые слова

международные мигранты, дети из семей мигрантов, адаптация средствами образования, иноэтничные мигранты, миграционные процессы, этническая идентичность, национальная политика, языковая и социально-культурная адаптация, интеграция мигрантов, российская гражданская идентичность.

Аннотация

В связи с интенсификацией миграционных процессов в современном мире и вовлеченностью в них Российской Федерации все более актуальной становится проблематика адаптации и интеграции иноэтничных мигрантов в российское общество. В международной миграции участвуют около 38 миллионов детей, и многие из них сталкиваются с проблемами при получении доступа к качественному образованию, вынуждены проходить длительный и сложный путь языковой, культурной, социальной и психологической адаптации. Разрушается структура привычных культурно-коммуникативных, род­ственно-семейных, природно-территориальных и других связей ребенка, он испытывает психологический стресс, кризис идентичности, вынужден переосмысливать ценности и социальные нормы. Перечисленные проблемы способствуют усилению социальной дезадаптации детей иноэтничных мигрантов, формируют ситуацию их потенциальной неуспешности в будущем, а внутри принимающего мигрантов общества – усложняют структуру сложившихся межэтнических связей и отношений, что нередко становится причиной межнациональной напряженности.

В Российской Федерации проблема адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов также становится все более актуальной, особенно в сфере образования. Автор статьи исследует эту тему на протяжении 20 лет, в том числе в последний год – в рамках проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России», участие в котором принимают 32 образовательные организации из 10 субъектов РФ. В статье на конкретных сюжетах из жизни школ в Рязанской и Калужской областях анализируется спектр проблем, связанных с адаптацией иноэтничных учеников – преимущественно мигрантов полуторного и второго поколения, семьи которых приехали в Россию из Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, затрагиваются также вопросы адаптации в школе детей цыганской национальности. По итогам анализа перечисляются основные ограничения, мешающие школам организовать интенсивную работу по языковой и социокультурной адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов, и формулируются основные проблемы, препятствующие интеграции детей из семей иноэтничных мигрантов в российскую образовательную среду и российское общество.

Литература

  1. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Костенко В.В., Савельева С.С., Тенишева К.А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. Доклад науч.-учеб. лаб. «Социология образования и науки». М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012. 40 с.
  2. Баранова В.В. Языковая социализация детей мигрантов // Антропологический форум. 2012. № 17. С. 157–172.
  3. В Калужской области за год миграционный поток уменьшился на 40%. Информационный бюллетень ИА REGNUM со ссылкой на начальника управления по вопросам миграции УМВД России по Калужской области [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/so­ciety/ 3083697.html (дата обращения: 09.05.2021 г.).
  4. Всемирная декларация «Об образовании для всех» (Джомтьен, 5–9 марта 1990 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001211/121147r.pdf (дата обращения: 15.05.2021).
  5. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Засыпкин В.П. Образовательные и адаптационные практики детей мигрантов в условиях межнациональной интолерантности // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 1(135). С. 70–83.
  6. Информация о проекте «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» на сайте АНО Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» [Электронный ресурс]. URL: http://www.etnosfera.ru (дата обращения: 25.04.2021).
  7. Итоги миграции населения Калужской области за 2019 год [Электронный ресурс]. URL: https://kalugastat.gks.ru/storage/mediabank/0277-2019(1).pdf (дата обращения: 08.05.2021 г.).
  8. Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9959/ (дата обращения: 27.02.2021).
  9. Конституция РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 25.02.2021).
  10. Кузнецов И.М. Адаптационные стратегии мигрантов в условиях мегаполиса (на примере Москвы): автореф. дис. … канд. соц. наук. М., 2006. 25 c.
  11. Леденева В.Ю. Социальная адаптация и интеграция мигрантов в современном российском обществе: автореф. дис. … д-ра соц. наук. М., 2014. 44 с.
  12. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде (на примере московского мегаполиса): дис. …канд. соц. наук. М., 2010. 209 с.
  13. Миграция населения Рязанской области в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: http://dspace.rsu.edu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3097/Миграция%20населения%20РО%20в%202019.pdf?sequence=1 (дата обращения: 08.05.2021 г.).
  14. Общие итоги миграции населения в Рязанской области. Данные за 2000–2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://ryazan.gks.ru/storage/mediabank/Общие%20итоги%20миграции%20­населения(4).pdf (дата обращения: 08.05.2021).
  15. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в школе: проблема или ресурс развития? // Педагогический поиск. Научно-информационный журнал Республики Казахстан (ПЕДА­ГОГИ­КАЛЫҚ ІЗДЕНІС. Ақпараттық ғылыми-әдістемелік журналы). 2016. № 1. С. 45–54.
  16. Омельченко Е.А. Технологии адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов в школе // Вестник антропологии. 2019. № 2 (46). С. 196–207.
  17. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2019 года с распределением по регионам [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/ Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693/ (дата обращения: 17.05.2021 г.).
  18. Петроченко А.В. Критерии и показатели социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе // Вестник СамГУ. 2011. № 1/2(82). С. 36–42.
  19. Полетаев Д.В. Проблемы обучения и адаптации детей-мигрантов в московской школе / Миграция в России 2000–2012. Хрестоматия: в 3 т. / под ред. И.С. Иванова. М.: Спецкнига, 2013. Т. 1, ч. 2. С. 422–427.
  20. Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1959 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901867999 (дата обращения: 19.05.2021).
  21. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в РФ за январь – декабрь 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/mig­racion­naya/item/22689548/ (дата обращения: 09.05.2021).
  22. Demintseva E. ‘Migrant schools’ and the ‘children of migrants’: constructing boundaries around and inside school space. Race Ethnicity and Education, 2018, 1–15. DOI: 10.1080/ 13613324.2018.1538126.
  23. International Migration 2020 Highlights. Available at: https://www.un.org/de­velop­ment/desa/ pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/undesa_pd_2020_international_migration_highlights.pdf (Access Date 2021, Apr. 25).
  24. Susan N. et al. Education Cannot Wait: Proposing a fund for education in emergencies, Overseas Development Institute, London, May 2016. P. 10. Available at: https://www.odi.org/sites/ odi.org.uk/files/resource-documents/10497.pdf (Access Date 2020, Juny 21).
  25. UN Special Representative of the Secretary-General on Violence Against Children. Available at: https://violenceagainstchildren.un.org/content/children-move (Access Date 2021, May 12).
  26. World Migration Report 2020. International Organization for Migration. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/wmr_2020.pdf (Access Date 2021, Apr. 19).

Сведения об авторе

Омельченко Елена Александровна – кандидат исторических наук, профессор, заместитель директора, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ea.omelchenko@mpgu.su, etno1@dol.ru).

Формат цитирования

Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в Рязанской и Калужской областях: проблемы интеграции в российское общество // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. – С. 142–157. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-142-157.

Загрузить полный текст статьи