А.Ю. Гусарова
DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-36-43
Ключевые слова
экскурсии, внешкольное образование, образовательные экскурсии, ученические экскурсии, учебные заведения, Чувашия.
Аннотация
Активное становление внешкольного образования в пореформенный период было связано с тем, что Российская империя со второй половины XIX в. переживала перемены в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Изучение истории внешкольного образования в пореформенный период является важным с точки зрения целостного осмысления российской пореформенной эпохи. Для изучения состояния внешкольного образования в России в целом необходимо его детальное исследование на материалах различных регионов.
В пореформенный период в учебных заведениях России получили развитие новые методы обучения. Большую популярность приобрел экскурсионный метод обучения. Инициатором внедрения экскурсий в жизнь чувашских школ является И.Я. Яковлев.
Цель работы состоит в изучении вопроса организации и проведения экскурсионного метода обучения в дореволюционной Чувашии. В данной статье в научной оборот вводятся архивные данные, которые позволяют рассмотреть процесс введения экскурсионных практик в учебные заведения Чувашии во второй половине XIX – начале XX в. Основное внимание уделено видам школьных экскурсий и их образовательному потенциалу. Методологическую базу работы составили принципы историзма в сочетании с системным походом, который позволил рассмотреть внедрение экскурсионного метода обучения в исторической ретроспективе. Кроме того, в статье рассматриваются первые попытки со стороны правительства, закреплявшие ученические экскурсии в школе, а также описывается роль печатных изданий в популяризации экскурсий. Практическая значимость исследования заключается в привлечении внимания историков к недостаточно изученной теме.
Литература
Сведения об авторе
Гусарова Анастасия Юрьевна – аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anastasiagusarova@mail.ru).
Формат цитирования
Гусарова А.Ю. Экскурсионный метод обучения в учебных заведениях Чувашии во второй половине XIX – начале XX века // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. – С. 36–43. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-36-43.