Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. Тема выпуска: Исторические науки  /  ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

А.Ю. Гусарова

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-36-43

Ключевые слова

экскурсии, внешкольное образование, образовательные экскурсии, ученические экскурсии, учебные заведения, Чувашия.

Аннотация

Активное становление внешкольного образования в пореформенный период было связано с тем, что Российская империя со второй половины XIX в. переживала перемены в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Изучение истории внешкольного образования в пореформенный период является важным с точки зрения целостного осмысления российской пореформенной эпохи. Для изучения состояния внешкольного образования в России в целом необходимо его детальное исследование на материалах различных регионов.

В пореформенный период в учебных заведениях России получили развитие новые методы обучения. Большую популярность приобрел экскурсионный метод обучения. Инициатором внедрения экскурсий в жизнь чувашских школ является И.Я. Яковлев.

Цель работы состоит в изучении вопроса организации и проведения экскурсионного метода обучения в дореволюционной Чувашии. В данной статье в научной оборот вводятся архивные данные, которые позволяют рассмотреть процесс введения экскурсионных практик в учебные заведения Чувашии во второй половине XIX – начале XX в. Основное внимание уделено видам школьных экскурсий и их образовательному потенциалу. Методологическую базу работы составили принципы историзма в сочетании с системным походом, который позволил рассмотреть внедрение экскурсионного метода обучения в исторической ретроспективе. Кроме того, в статье рассматриваются первые попытки со стороны правительства, закреплявшие ученические экскурсии в школе, а также описывается роль печатных изданий в популяризации экскурсий. Практическая значимость исследования заключается в привлечении внимания историков к недостаточно изученной теме.

Литература

  1. Арсентьева А.В., Демидова И.И. Реальное образование в дореволюционной Чувашии. Из истории Алатырского реального училища // Народная школа. 1995. № 4. С. 110–116.
  2. Арцыбашев Д.В., Арцыбашева Т.Н. Становление и развитие экскурсионного метода обучения в отечественных учебных заведениях конца XIX – начала XX в. // Учебные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4(48). С. 80–86.
  3. Баталова Л.В. Экскурсионная практика в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии (вторая половина XIX – начало XX века) // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2012. № 3. С. 127–131.
  4. Баталова Л.В., Мерзлякова Г.В. История развития дореволюционного отечественного туристско-экскурсионного дела // Учебные записки Казанского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2009. № 2-2. С. 83–91.
  5. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. 14. Оп. 1. Д. 1743.
  6. ГИА ЧР. Ф. 208. Оп. 1.
  7. ГИА ЧР. Ф. 209. Оп. 1. Д. 241.
  8. ГИА ЧР. Ф. 211. Оп. 2. Д. 23.
  9. ГИА ЧР. Ф. 216. Оп. 1.
  10. ГИА ЧР. Ф. 217. Оп. 1.
  11. ГИА ЧР. Ф. 220. Оп. 1.
  12. ГИА ЧР. Ф. 221. Оп. 1. Д. 20.
  13. Демидова И.И. Ядринская женская гимназия // Вопросы истории культуры народов Среднего Поволжья. Чебоксары, 1993. С. 72–83.
  14. Илларионов Г.Г. П.Ф. Лесгафт и И.Я. Яковлев // И.Я. Яковлев и его школа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. 303 с.
  15. Ильин А.Л. Организация и проведение экскурсий в учебных заведениях дореволю­ционного Пинска // Туризм и гостеприимство. 2014. № 1. С. 47–52.
  16. Магсумов Т.А. Образовательные экскурсии в средней профессиональной школе дореволюционной России // Былые годы. Российский исторический журнал. 2013. № 27(1). С. 52–60.
  17. Петрянкина А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в Цивильском уездном училище (1818–1918 гг.) // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 44–53.
  18. Тарасова Н.В. Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине XIX – начале XX в. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2014. № 1(32). С. 45–55.

Сведения об авторе

Гусарова Анастасия Юрьевна – аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anastasiagusarova@mail.ru).

Формат цитирования

Гусарова А.Ю. Экскурсионный метод обучения в учебных заведениях Чувашии во второй половине XIX – начале XX века // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. – С. 36–43. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-36-43.

Загрузить полный текст статьи