Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. Тема выпуска: Исторические науки  /  О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ЧУВАШСКОЙ ОПЕРНОЙ МУЗЫКИ

О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ЧУВАШСКОЙ ОПЕРНОЙ МУЗЫКИ

Д.Н. Семкин, В.В. Смирнова

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-202-211

Ключевые слова

история отечественной культуры, история вокального искусства, опера, чувашская музыка, чувашские композиторы, вокальное искусство Чувашии.

Аннотация

Актуальность тематики, затронутой в статье, определена необходимостью сохранения и пропаганды музыкального наследия выдающихся композиторов Чувашской Республики, отметившей столетие со дня образования автономии. Целью работы являлось обращение внимания на всестороннюю оценку вклада композиторов Чувашии в развитие вокального искусства (а именно – оперного его жанра) как важнейшей части многогранной музыкальной культуры. В статье отражены проблемы сохранения и пропаганды классической музыки. Приведен список поставленных на театральной сцене опер чувашских композиторов. Отражена информация об увидевшей свет в XXI в. опере «Иван Яковлев». Статья фактически межпредметной тематики сосредоточена прежде всего на рассмотрении знаковых сольных вокальных партий в самых известных операх. В статье отражен вокально-исполнительский анализ партий выдающихся оперных произведений, изучены основные стилистические черты. В частности, более подробно описаны теноровые партии Сетнера, Сендиера, Косинского. Оперные произведения и партии рассмотрены в контексте культурно-исторического значения, на этой основе обобщены и систематизированы основные положения и выводы, подтверждающие уникальное культурно-историческое значение чувашской оперной музыки и её вклад в развитие музыкальной и общественной культуры российского общества.

Литература

  1. Бушуева Л.И., Илюхин Ю.А. Композиторы Чувашии: библиографический справочник / науч. ред. и автор предисл. М.Г. Кондратьев. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014. 511 с.
  2. Заломнов П.Д. Чувашский государственный театр оперы и балета и ведущие мастера его сцены. Чебоксары: Чувашия, 2002. 146 с.
  3. Композитор Александр Васильев: сборник статей и материалов / сост., науч. ред. Л.И. Бушуева; ЧГИГН. Чебоксары, 2017. 316 с.
  4. Кондратьев М.Г. Чувашская музыка. От мифологических времён до становления современного профессионализма. М.: ПЕР СЭ, 2007. 288 с.
  5. Красотина М. Дмитрий Сёмкин: Могу считать себя национальным кадром // Советская Чувашия. 2014. № 68(25515), 16 апр.
  6. Марков Б.С. Мой театр. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994. 96 с.
  7. Марков Б.С. Рождение музыкального театра Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1965. 100 с.
  8. Митина М.Г. Историко-культурные предпосылки появления оперного искусства в Чувашском крае // Проблемы изучения истории и теории музыки народов России: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (Чебоксары, 2-3 октября 2018 г.) / сост. и науч, ред. Л.И. Бушуева; ЧГИГН. Чебоксары, 2020. С. 125–152.
  9. Проблемы изучения истории и теории музыки народов России: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (Чебоксары, 2-3 октября 2018 г.) / сост. и науч. ред, Л.И. Бушуева; ЧГИГН. Чебоксары, 2020. 288 с.
  10. Семкин Д.Н. Партия Сетнера в опере «Нарспи» в контексте вокального наследия Г.Я. Хирбю // Университетское музыкознание: труды факультета искусств. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. Вып. 5. С. 97–114.
  11. Семкин Д.Н. Современные проблемы воспитания и задачи интеллигенции в контексте устойчивого развития // Российская интеллигенция и ноосферная динамика: сб. материалов XIIМеждунар. науч.-теор. конф. «Духовность интеллигенции как фактор устойчивого развития общества» (Иваново, 20–22 сентября 2001 г.). Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2001. С. 74–77.
  12. Семкин Д.Н. Теноровые партии в операх чувашских композиторов // Университетское музыкознание: труды факультета искусств. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. Вып. 3. С. 104–118.
  13. Эррэ Т.А. Опера «Нарспи» Г. Хирбю // Музыкальная культура народов Поволжья: сб. науч. тр. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1978. 182 с.
  14. Эррэ Т.А. Чувашская опера. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. 128 с.

Сведения об авторах

Семкин Дмитрий Николаевич – кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой вокального искусства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (dmitriysemkin@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9065-4101).

Смирнова Валентина Владимировна – профессор кафедры вокального искусства, Чувашский государственный институт культуры и искусств, Россия, Чебоксары.

Формат цитирования

Семкин Д.Н., Смирнова В.В. О культурно-историческом значении чувашской оперной музыки // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. – С. 202–211. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-202-211.

Загрузить полный текст статьи