Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. Тема выпуска: Исторические науки  /  СИМВОЛИКА АЖДАХИ В ФОЛЬКЛОРЕ И ВЕРОВАНИЯХ БАШКИР

СИМВОЛИКА АЖДАХИ В ФОЛЬКЛОРЕ И ВЕРОВАНИЯХ БАШКИР

А.Ф. Илимбетова

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-87-94

Ключевые слова

Аждаха, башкиры, змея, культ, мировоззрение, фольклор, верования.

Аннотация

Статья посвящена анализу одного из ключевых змееликих персонажей – Аждахе в народном творчестве и религиозно-мистических представлениях башкир. Цель работы – провести анализ представлений, связанных с образом Аждахи, по данным фольклорных и полевых материалов и попытаться выявить его истоки. Научная новизна статьи заключается в том, что в работе впервые предпринимается попытка изучения причин почитания образа Аждахи у башкир. А это дает возможность воссоздать те или иные аспекты этнической истории башкирского народа, способствует выявлению исторических и генетических корней их духовной культуры. Методологическую основу исследования составил принцип аналитического и ретроспективного анализа литературных, фольклорных и лингвистических источников. В работе впервые систематизированы и проанализированы историко-этнографические и фольклорно-лингвистические материалы по рассматриваемой теме. Введены в научный оборот фольклорные сведения, полевые материалы автора, впервые переведенные автором на русский язык. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные материалы способствуют раскрытию генетических корней обожествления змеи в фольклоре и мифологии башкир, могут быть использованы этнографами и фольклористами в их сравнительно-исторических исследованиях. Исследовав проблему, автор пришел к выводу о том, что в башкирской религиозно-мифологической и фольклорной традиции образ Аждахи формировался на базе дальнейшей эволюции первобытных тотемических представлений о змее-тотеме, тотемическом предке и духе-покровителе и является следствием его сакрализации. В религиозно-мистических представлениях башкир этот образ стал отрицательным персонажем в результате поражения в этнокультурных и межрелигиозных столкновениях, а также вследствие неадекватного восприятия потомками древнейших тотемических инкарнационно-инициационных обрядов и умозрений. Формирование представлений об образе Аждахи у башкир произошло не только под влиянием индоиранских фольклорно-мифологических традиций. В данном процессе кроме древних арийских охотников и собирателей (скотоводов и земледельцев) принимали участие предки афразийских народов, а также дахо-турано-тюркских племенных образований.

Литература

  1. Басилов В.Н. Аждарха // Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энцикл., 1991. С. 24.
  2. Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977. 518 с.
  3. Башкирское народное творчество (далее – БНТ). Кн. 3. Сказки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1978. 351 с.
  4. БНТ. Т. 3. Богатырские сказки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1988. 448 с.
  5. БНТ. Т. 4. Волшебные сказки. Сказки о животных. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. 512 с.
  6. Валиди Ахметзаки Туган. Дневниковые записи Ибн-Фадлана // Ватандаш. 1997. № 7. C. 94–115.
  7. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: в 2 ч. Ч. 2. Семантический словарь общеиндоевропейского языка и реконструкция индоевропейской протокультуры. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1984. 1328 с.
  8. Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. 710 с.
  9. Лелеков Л.А. Ажи-Дахака // Мифологический словарь. М.: Сов. энцикл., 1991. С. 24.
  10. Маретина С.А. Змея в индуистской мифологии (На материалах МАЭ). СПб.: МАЭ РАН, 2005. 140 с.
  11. Полевые материалы авторы. 2001 г.
  12. Рухи мираҫ: Свердловск башҡорттарының фольклоры. Өфө: Эшлекле дин., 2008. 260 с.
  13. Салмин А.К. Праздники, обряды и верования чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016. 688 с.
  14. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Культовые персонажи в традициях народного ислама Сибири: к изучению религиозного синкретизма в малых локальных культурных комплексах // Культурное наследие народов Сибири и Севера. Материалы Пятых Сибирских чтений. СПб.: МАЭ РАН, 2004. Ч. 1. С. 147–155.
  15. Сердюк Ю.О. Менталитет персов. [Электронный ресурс]. URL: http:geo.1septem­ber.ru/article.php?Id=200302402 (дата обращения: 12.08.2020).
  16. Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 146 с.
  17. Фирдоуси. Шах-наме. М.: Худож. лит., 1972. 798 с.
  18. Хисамитдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. М.: Наука, 2010. 456 с.
  19. Цинциус В.И. К этимологии алтайских терминов родства // Очерки сравнительной лексикологии алтайских языков: сб. ст. Л.: Наука, 1972. С. 15–70.
  20. Omidsalar M. Aždahā in Iranian Folktales // Encyclopedia Iranica. Vol. 3, fasc. 2. L.a. Y., Routledge & Kegan Paul, 1987, pp. 203–204.

Сведения об авторе

Илимбетова Азалия Фаттаховна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии, Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа (ilimbetovazalia@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7945-9559).

Формат цитирования

Илимбетова А.Ф. Символика Аждахи в фольклоре и верованиях башкир // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 2. – С. 87–94. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-87-94.

Загрузить полный текст статьи