DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-126-134
УДК 37(092)Ильминский(044.2)
ББК Ч33(2)51-8Ильминский.ю14
А.Н. ПАВЛОВА
Ключевые слова
деятельность Н.И. Ильминского, просвещение нерусских народов, переписка, источники, история нерусских народов восточной России
Аннотация
Статья посвящена анализу эпистолярных источников по истории просвещения нерусских народов восточной России. Переписка дает возможность представить работу Н.И. Ильминского по просвещению, методы его деятельности, трудности, возникавшие на этом пути. В центре переписки – вопросы развития православного образования среди нерусских народов. Разнообразен видовой состав писем. По корреспондентам источники разделены на следующие группы: письма к высшим государственным деятелям, деятелям Русской православной церкви, местным деятелям просвещения. По содержанию переписка делится на группы материалов: о переводческой и издательской деятельности, организации сети нерусских школ, подготовке и назначении на должности учителей и священников, введении церковного богослужения на родных языках. Письма значительно дополняют наше представление о личности Н.И. Ильминского и его просветительной деятельности. В настоящее время многие ученые считают, что следует проводить более глубокое исследование и трактовку исторических событий, касающихся просвещения народонаселения страны, в том числе нерусских народов восточной части России, с учетом их многообразия. Эпистолярные источники предоставляют богатый материал для исторической реконструкции, их информационный потенциал богат и многообразен. Методология исследования основана на исторических методах: историко-генетическом и историко-сравнительном. Историко-генетический метод позволяет проследить ход событий в их хронологической последовательности, динамику процессов, связанных с историей просвещения нерусских народов восточной России. Сравнительно-исторический метод, ставящий свершившийся факт в основу всех рассуждений и выводов, явился важным методом при исторической реконструкции процесса просвещения, на основе православного образования, нерусских народов изучаемого региона. Разнообразные эпистолярные источники позволили провести целостную историческую реконструкцию исследуемого периода в истории просвещения и сформулировать аналитические выводы по проблеме исследования. Автору удалось проанализировать собранный материал. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многообразной деятельности Н.И. Ильминского по просвещению.
Литература
Сведения об авторе
Павлова Алевтина Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (arhidok2008@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6199-4876).
Формат цитирования
Павлова А.Н. Эпистолярное наследие Н.И. Ильминского как источник по истории просвещения нерусских народов восточной России (в последней трети ХIХ века) // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 126–134. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-126-134.