Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  К ПРОБЛЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Свердловской области)

К ПРОБЛЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Свердловской области)

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-113-125

УДК 314.15:316.4.063.3+377.5

ББК 60.524.224.022

Е.А. ОМЕЛЬЧЕНКО, А.А. ШЕВЦОВА

Ключевые слова

межкультурная компетентность, дети из семей мигрантов, иноэтничные мигранты, миграционные процессы, этническая идентичность, национальная политика, языковая и социально-культурная адаптация

Аннотация

Интенсивные миграционные процессы последних тридцати лет, активным участником которых является РФ, приводят к постепенному изменению этнического состава жителей ряда российских регионов. На базе полевых исследований в ряде образовательных организаций Свердловской области в 2021 г. и анализа ситуации в сфере межэтнических отношений авторы обосновывают необходимость формирования межкультурной компетентности средствами образования. По составу населения Свердловская область со временем станет еще более многонациональной, в том числе за счет мигрантов из стран Центральной Азии, приезжающих как на работу, так и с целью получения гражданства. Власти региона учитывают этот аспект в работе с населением: работает Консультативный совет по делам национальностей, десятки общественных организаций, представляющих этнокультурные интересы ряда диаспор и этносов, крупные межрегиональные общественные организации, занимающиеся вопросами межэтнического взаимодействия. Заслуживает внимания проблема адаптации к иноэтничной среде детей и молодежи из семей с миграционной историей, поскольку от степени их включенности (интеграции) по мере их взросления в российское общество потенциально будет зависеть и уровень социальной напряженности и конфликтности межэтнических отношений в регионе, где они проживают. Если поликультурные екатеринбургские школы и школы Свердловской области время от времени становятся предметом рассмотрения исследователей, то научных публикаций комплексного характера, которые бы системно характеризовали ситуацию в сфере межэтнических отношений в образовательных организациях региона, особенно на ступени среднего профессионального образования в открытом доступе нет. Проведено исследование представленности этнокультурного компонента в системе образования Свердловской области, в качестве примера рассмотрена системная работа в деле формирования межкультурной компетентности в Свердловском областном медицинском колледже, даны рекомендации по внедрению в учебные планы образовательных организаций среднего профессионального образования «Этики и культуры межнационального общения» в качестве базовой дисциплины.

 Литература

  1. Вандышев М.Н. Прямикова Е.В., Чудинов А.П. Проблемы и перспективы обучения детей из семей мигрантов в Свердловской области // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 26–31.
  2. Васютенкова И.В. Сущностные аспекты и актуальность поликультурного образования в современных условиях // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: межвуз. сб. науч. тр. Материалы IV научно-практ. межвуз. конф. / отв. ред. Г.Е. Гун. СПб.: ЛОИРО, 2007. 79–83.
  3. Межнациональные отношения обсудили в Уральском федеральном округе [Электронный ресурс] // Свободная Республика. Российский общественно-политический еженедельник. 2021. 9 июня. URL: http://www.respublic.net/2021/06/09/mezhnacionalnye-otnosheniya-v-urfo/ (дата обращения: 23.07.2021).
  4. Межэтническая напряженность в Свердловской области оценена как «средняя» [Электронный ресурс] // Деловой квартал: портал. URL: https://ekb.dk.ru/news/mezhetnicheskaya-napryazhennost-v-sverdlovskoj-oblasti-ocenena-kak-srednyaya-236847537 (дата обращения: 23.07.2021).
  5. Миграционный прирост, убыль населения за 2002–2020 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/29698 (дата обращения: 23.07.2021).
  6. Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока России. Экспертный доклад за 2019 год / под общей ред. акад. В.А. Тишкова. М.; Омск: КАН, 2020. 181 с.
  7. Мурзина И.Я. История и культура казачества: возможности изучения в школе (из опыта Свердловской области) // Гармонизация межнациональных отношений. сб. ст. по итогам II науч.-практ. конф. «Гармонизация межнациональных отношений. Исторические судьбы казачества» (Геленджик, 3–4 мая 2018 г.). Геленджик, 2018. С. 179–185.
  8. Население Свердловской области [Электронный ресурс] // Росстат: офиц. сайт. URL: https://rosinfostat.ru/naselenie-sverdlovskoj-oblasti/#i (дата обращения: 23.07.2021).
  9. Национальный состав Свердловской области [Электронный ресурс] // Правительство Свердловской области: офиц. сайт. URL: http://midural.ru/community/100332/100689/100690 (дата обращения: 23.07.2021).
  10. Никонова Л.И., Гармаева Т.В., Мельник А.Ф. Диалог культур в процессе адаптации мигрантов из Центральной Азии в Республике Мордовия / отв. ред. В.А. Юрченков. Саранск: НИИ ГН при Правительстве Республики Мордовия, 2007. 168 с.
  11. Нуждин А.В. Межкультурная компетентность педагога в контексте современного образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17, № 1(3). С. 588–593.
  12. Обучение детей мигрантов: дайджест актуальных материалов / сост. Т.Г. Попова; ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области». Екатеринбург, 2015. 110 с.
  13. Общие итоги миграции населения Свердловской области в 2020 году по видам миграции// Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области: офиц. сайт. URL: https://sverdl.gks.ru/storage/mediabank/3lcps8zW/Итоги_миграции_2020.xls (дата обращения: 23.07.2021).
  14. Осина К. В Свердловской области число мигрантов сократилось на 50% [Электронный ресурс] // Правда УрФО. 2021. 15 июня. URL: https://pravdaurfo.ru/novost/v-sverdlovskoj-oblasti-chislo-migrantov-sokratilos-na-50/ (дата обращения: 23.07.2021).
  15. Пичугина Т.А. Уровень межэтнической толерантности молодежи: опыт социологических исследований трех регионов России // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: сб. научных ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Ижевск, 30 октября 2016 г.). Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2016. С. 146–150.
  16. Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 г. № 1038-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/543538128 (дата обращения: 23.07.2021).
  17. Сафина З.Н. Ключевые компетенции как компонент модели специалиста [Электронный ресурс] // Вестник ТИСБИ. 2001. № 1. URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2001/issue1/vest1.htm (дата обращения: 17.07.2021).
  18. Сведения о миграционной ситуации в Свердловской области за 12 месяцев 2020 г. [Электронный ресурс] // Главного управления МВД России по Свердловской области: офиц. сайт. URL: https://media.mvd.ru/files/application/2034120 (дата обращения: 23.07.2021).
  19. Смирнова Н.Л. О результатах комплексного тестирования обучающихся с миграцией в истории семьи // Лингвокультурология. 2018. № 12. С. 208–215.
  20. Старостин А.Н., Руденкин Д.В. Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Оценка населением состояния этноконфессиональных отношений в Свердловской области» / Уральская ассоциация «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма». Екатеринбург, 2019. 84 с.
  21. Фасикова Ф.Ф. Технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи в условиях мегаполиса. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2020. 83 с. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13932/2/Fasikova.pdf (дата обращения: 06.08.2021).
  22. Этика и культура межнациональных отношений. Аннотация рабочей программы дисциплины [Электронный ресурс] // Свердловский областной медицинский колледж: сайт. URL: http://somkural.ru/data/etika-MPD.php?clear_cache=Y (дата обращения: 17.08.2021).
  23. Яхин В.Ф. Актуальные проблемы обучения детей-мигрантов в школах Свердловской области и г. Екатеринбурга // Форум молодых ученых. 2019. № 5(33). С. 1448–1451.

Сведения об авторах

Омельченко Елена Александровна – кандидат исторических наук, профессор, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ea.omelchenko@mpgu.su; etno1@dol.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2019-2586).

Шевцова Анна Александровна – доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ash@inbox.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3602-4728).

Формат цитирования

Омельченко Е.А., Шевцова А.А. К проблеме межкультурного взаимодействия в системе среднего профессионального образования (на примере Свердловской области) // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 113–125. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-113-125.

Загрузить полный текст статьи