DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-149-157
УДК 394
ББК 6/86
А.К. САЛМИН
Ключевые слова
чуваши, миссионерство, религия, Н.И. Ильминский, этнография, история
Аннотация
На основе имеющихся источников и литературы исследуется конфессиональная ситуация среди одного из нерусских народов Среднего Поволжья – чувашей. Если в XVIII – начале XIX в. в деле обращения инородцев (до революции так называли нерусские народы) в православие Сенат и Синод давали льготы новокрещеным и прибегали к жестким карательным мерам по отношению к отказавшимся, то с середины XIX в. способы обращения с некрещеными и отпавшими в ислам кардинально меняются. Миссионеры постепенно приходят к мнению о необходимости говорить с инородцами на их языке, готовить священнослужителей и учителей из их среды, а также учитывать их традиционные праздники и обряды. Например, священники как чувашское божество, так и православного верховного Бога одинаково называли Турӑ. Эта тенденция сохраняется и по сей день. С целью отражения особенностей православного просвещения чувашей и ограждения их от ислама автор статьи использует словосочетание «индигенизация/“отуземливание” православия». Создателем и двигателем всей этой системы в Казанской, Симбирской, Самарской, Вятской, Уфимской и Оренбургской губерниях был Н.И. Ильминский. В итоге чуваши стали принимать православие осознанно.
Литература
- Ильминский Н. Об образовании инородцев посредством книг, переведенных на их родной язык // Православное обозрение. 1863. Т. X, март. С. 136–141.
- Ильминский Н.И. Письма. Казань: Имп. ун-т, 1895. VI, 414, XII с.
- Ильминский Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае // Сотрудник Братства свят. Гурия. 1909. С. 151–171.
- Ильминский Н.И. Письмо Д.А. Толстому от 12 ноября 1872 года // Сотрудник Братства свят. Гурия. 1909а. С. 106–109.
- Ильминский Н.И. Из неизданных писем к Д.А. Толстому // Сотрудник Братства свят. Гурия. 1911. С. 164–258.
- Колчерин А.С. Материалы по народам Поволжья в письмах Н.И. Ильминскому // Этнографическое обозрение. 2010. № 2. С. 149–158.
- Колчерин А., священник. Христианизация народов Поволжья: Н.И. Ильминский и православная миссия. М.: РИСИ, 2014. 720 с.
- Материалы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н.И. Ильминского: сб. документов и материалов / авт.-сост.: Р.Р. Исхаков, Х.З. Багаутдинова. Казань: ИИ АН РТ, 2015. 620 с.
- Победоносцев К.П. Избранное / сост., автор вступ. ст., коммент. А.В. Репников. М.: РОССПЭН, 2010. 648 с.
- Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. Т. V. 1713–1719 гг. [СПб.:] Тип. Его Имп. Величества Канцелярии, 1830. 782 с.; Т. VI. 1720–1722. I, 816 с.; Т. VII. 1723–1727. I, 925 с.
- Российский государственный исторический архив. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 146 Письма К.П. Победоносцева к Н.И. Ильминскому. 1882–1891 гг. 78+1 л.
- Салмин А.К. Праздники, обряды и верования чувашского народа / науч. ред. С.А. Арутюнов. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016. 688 с.
- Салмин А.К. Уход чувашей в татары и потеря идентичности // Былые годы. 2020. Вып. 2. С. 387–397.
- Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале XX века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 523 с.
- Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель. Казань: Имп. ун-т, 1870. 448 с.
- Чичерина С.В. О приволжских инородцах и современном значении системы Н.И. Ильминского. СПб.: Электро-тип. Н.Я. Стойковой, 1906. 39 с.
- Шарафутдинов А.А. Миссионерская деятельность Николая Ивановича Ильминского в Уфимской губернии // Общество: философия, история, культура. № 12. С. 112–115.
- Gerasimova N.I., Gerasimov S.I., Drozdova S.Yu. On Positive Complementarity in the Context of History of Missionary Work in the Chuvash Region. Ethnic Culture, 2020, vol. 3, pp. 45–48.
- Kefeli A.N. Becoming Muslim in Imperial Russia: Conversion, Apostasy, and Literacy. Ithaca, Cornell Univ. Press, 2014, XXII, 290
- Kolosova A.R. Narodnost` and Obshchechelovechnost` in 19th century Russian missionary work: N.I. Il`minskii and the Christianization of the Chuvash. PhD. Durham Univ., 2016, 441 p.
- Kolosova A.R. Mission ‘from below’ or ‘from above’? Incarnation and indigenous agency at Orthodox missions in Russia’s Volga-Kama region in the late 19th and early 20th In: Decolonial Subversions. Special Issue. Univ. of Tartu, 2020, pp. 30–57.
- Werth Paul W. Coercion and Conversion: Violence and Mass Baptism of the Volga Peoples, 1740–55. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 2003, vol. 3, pp. 543–569.
Сведения об авторах
Салмин Антон Кириллович – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Россия, Санкт-Петербург (antsalmin@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1072-9933).
Формат цитирования
Салмин А.К. Миссионерская деятельность Н.И. Ильминского среди чувашей // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 149–157. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-149-157.
Загрузить полный текст статьи