DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-44-50
УДК 930
ББК Т3(2)531+Ч448.93
О.В. ЗАХАРЧЕНКО
Ключевые слова
Россия на рубеже XIX–XX вв., история российского образования, Московский университет, приват-доцент, профессор
Аннотация
Рассматривается подготовка магистрантов и приват-доцентов к профессорскому званию в конце XIX – начале ХХ в. на примере Московского университета через призму биографии историка и правоведа Сергея Андреевича Котляревского. Уникальность его примера состоит в том, что им было защищено четыре диссертации: магистерская и докторская по зарубежной истории и магистерская и докторская по государственному праву. В этом демонстрируется некоторый индивидуализм траектории его профессионального развития и становления в качестве ученого и педагога.
В ракурсе исследования находится процесс становления молодых ученых от момента оставления в университете на профильной кафедре для подготовки диссертации до получения ученой степени. Уделяется внимание общественно-политическим обстоятельствам и условиям, влияющим на возможность становления в качестве профессионального ученого и педагога. Отмечаются как формальные, так и присущие конкретному научному сообществу особенные черты подготовки научно-преподавательских кадров.
Профессиональное становление будущих ученых и педагогов высшей школы было сопряжено с активной подготовкой к защите магистерского экзамена, первым опытом преподавания, научной и исследовательской работой. Лучшие выпускники оставлялись на кафедрах с поддержки ведущих профессоров университета, видевших в них новые силы и будущих профессионалов. Однако немаловажен был личный вклад самих соискателей, так как от них требовалось раскрытие интеллектуального потенциала, педагогических умений и навыков научно-исследовательской работы. При этом важным аспектом во всем этом были зарубежные командировки, в которых не только собирался материал научного исследования, но и обогащались знания, проходило знакомство с особенностями преподавания в европейских странах и их общественно-политической жизнью. Процесс подготовки завершался публичной защитой магистерской диссертации и присвоением ученой степени магистра. В то же время начинался путь в профессорско-преподавательскую среду, который требовал для получения профессорского звания дальнейшего раскрытия научного потенциала и защиты докторской диссертации.
Литература
Сведения об авторе
Захарченко Ольга Валерьевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (zaharchenko_ov21@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4140-1153).
Формат цитирования
Захарченко О.В. Система подготовки высших педагогических кадров на рубеже XIX–XX веков // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 44–50. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-44-50.