Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2022 – № 2. Тема выпуска: Исторические науки  /  АЛАТЫРСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ И ХРАМЫ АЛАТЫРСКОГО УЕЗДА В 1917–1922 ГОДАХ

АЛАТЫРСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ И ХРАМЫ АЛАТЫРСКОГО УЕЗДА В 1917–1922 ГОДАХ

DOI: 10.47026/1810-1909-2022-2-21-28

УДК 908

ББК 63.3

В.В. ЕГОРОВ

Ключевые слова

Алатырское духовное училище, советская власть, атеизм, клировая ведомость, смета, приход, расход

Аннотация

В настоящей статье рассматривается вопрос закрытия Алатырского духовного училища и ряда храмов на территории Алатырского уезда в период становления и правления советской власти в Симбирской губернии. Основное внимание в статье уделяется особенностям устройства, значимости религии и функционированию Алатырского духовного училища. Отмечается, что советская власть не могла допустить существования этого училища и храмов, так как считала их препятствием на пути распространения среди населения атеистических убеждений и укрепления собственного авторитета в глазах граждан. Население в целом не противилось закрытию этих культовых сооружений, но советская власть из-за происходившей тогда на территории Симбирской губернии борьбы РККА с частями Народной армии КОМУЧа не могла сразу же ликвидировать духовное училище. Поэтому его ликвидация растянулась с 1918 до 1919 г. В это время училище продолжало действовать, несмотря на официальное закрытие. Советская власть уделяла большое внимание развитию образования граждан. Образование выступало важным средством пропаганды, в том числе антирелигиозной. Советы желали вовлечь в сферу образования как можно больше людей. На учителей возлагалась обязанность просвещения граждан, и не должно было возникать вопроса, на который учитель мог бы дать уклончивый ответ или абстрагироваться от него. Главным идеологом советской антирелигиозной пропаганды выступал Е.М. Ярославский. Он считал, что труд учителей необходимо направить по пути антирелигиозной пропаганды. Советская власть создавала все условия для постепенного отказа населения от христианской религии. Функционирование Алатырского духовного училища, в котором с точки зрения советской власти учились представители эксплуататорских классов, противоречило антирелигиозной пропаганде и ставило под сомнение ее успех. Храмы постепенно закрывались, поэтому требовалось всё меньшее количество священников. В 1917–1922 гг. советская власть сумела существенно ослабить позиции Русской православной церкви в Алатырском уезде.

Литература

  1. Алатырское Духовное правление. Сметы на содержание правления и учащихся // Государственный архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. 226. Оп. 1. Д. 166. Л. 1–17, 25, 30–31.
  2. Алексеев Б.Л., Арсентьева А.В., Никитин А.С., Низова И.Г. Алатырское духовное училище. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. ин-та туризма и сервиса, 1998. 47 с.
  3. Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. С приложением географических карт Симбирской епархии (приложение к Симбирским Епархиальным ведомостям 1903 год). Симбирск: Типолитогр. А.Т. Токарева, 1903. 408 с.
  4. Дело по ликвидации епархиальных советов (есть список священнослужителей) // Государственный архив Ульяновской области (далее – ГАУО). Ф. Р-134. Оп. 1. Д. 11. Л. 9.
  5. Дело по ликвидации приходских и домовых церквей и церковного имущества по Симбирской губернии // ГАУО. Ф. Р-134. Оп. 1. Д. 109. Л. 5–6.
  6. Дневник по воспитательной части при Алатырском Духовном училище на 1917–1918 уч. год // ГИА ЧР. Ф. 226. Оп. 1. Д. 164. Л. 1–4.
  7. Журнал Экономического собрания Правления Алатырского Духовного училища // ГИА ЧР. Ф. 226. Оп. 1. Д. 162. Л. б/н, 5.
  8. Клировая ведомость Казанской церкви города Алатыря за 1922 год // ГИА ЧР. Ф. 317. Оп. 1. Д. 28. Л. 1–6.
  9. Клировая ведомость Успенской церкви города Алатыря Симбирской епархии за 1922 год // ГИА ЧР. Ф. 236. Оп. 1. Д. 39. Л. 1–6.
  10. Клировая ведомость Церкви Божией Матери в городе Алатырь за 1922 год // ГИА ЧР. Ф. 240. Оп. 1. Д. 30. Л. б/н.
  11. Книга для записи прихода и расхода сумм на содержание Алатырского Духовного Училища на 1918 год // ГИА ЧР. Ф. 226. Оп. 1. Д. 165. Л. 1.
  12. Ленин В.И. Набор тезисов 4(17) марта 1917 г. // Полное собрание сочинений: в 55 т. М.: Политиздат, 1969. Т. 31. С. 4.
  13. По докладу смотрителя училища протоиерея Тихона Лаврова; эконома Палагина; смета прихода и расхода на содержание Алатырского духовного училища и др. // ГИА ЧР. Ф. 226. Оп. 1. Д. 163. Л. 31.
  14. С. Полибино Порецкого р-на бывш. Алатырского уезда. Приходно-расходная книга // ГИА ЧР. Ф. 234. Оп. 1. Д. 16. Л. 1–18.
  15. Чувашская энциклопедия. Образование. Духовные училища [Электронный ресурс]. URL: http://enc.cap.ru/?t=publ&hry=15&lnk=2764.
  16. Ярославский Е.М. Задачи и методы антирелигиозной пропаганды. Доклад на курсах переподготовки сельского учительства Московск. губ. 24 июля 1924 года. М.: Изд-во газеты «Безбожник», 1925. 35 с.

Сведения об авторе

Егоров Вадим Валерьевич – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, Гимназия № 67, Россия, Нижний Новгород (vve12345@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6757-1938).

Формат цитирования

Егоров В.В. Алатырское духовное училище и храмы Алатырского уезда в 1917–1922 годах // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 2. – С. 21–28. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-2-21-28.

Загрузить полный текст статьи