Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2022 – № 2. Тема выпуска: Исторические науки  /  МОГИЛЫ-КЕНОТАФЫ У ЧУВАШЕЙ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

МОГИЛЫ-КЕНОТАФЫ У ЧУВАШЕЙ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

DOI: 10.47026/1810-1909-2022-2-89-97

УДК 393.05

ББК 63.5(2)

И.Г. ПЕТРОВ

Исследование выполнено в рамках государственного задания № АААА-А21-121012290086-0 ИЭИ УФИЦ РАН на 2022 год.

Ключевые слова

чуваши, похоронно-поминальные обычаи и обряды, могилы-кенотафы, приметы, поверья

Аннотация

Культ предков – важная и неотъемлемая часть культур многих народов, в том числе чувашей. Следуя этому культу, родственники умерших проводили сложный комплекс похоронных и поминальных обрядов. Кроме того, почитая умерших, на кладбищах они возводили надгробные памятники. Они сооружались не только умершим среди родных и родственников, но и тем, которые по разным обстоятельствам умерли (погибли) на стороне и оказались погребенными на чужбине. В науке за такими сооружениями и памятниками закрепилось название «кенотафы», т.е. пустые могилы. Традиция установки памятных знаков, имитирующих захоронение, распространена у многих народов и известна с глубокой древности. Исследование посвящено изучению кенотафов чувашей и связанным с ними представлениям. Кратко проанализированы данные этнографической литературы по затронутой теме, а также полевые материалы, которые автором были получены в ходе экспедиций 2014, 2021 гг. на территории Альметьевского р-на Республики Татарстан и Челно-Вершинского района Самарской области. Кенотафы по своему внешнему виду ничем не отличаются от обычных захоронений. Они имеют такие же традиционные надмогильные сооружения, как и все остальные. Тем не менее кенотафы объединяет общий признак – отсутствие тела умершего. Однако совершенно пустыми такие захоронения считать нельзя. Потому что для символического замещения покойника чуваши под него закапывали землю, привезенную с места его погребения. Однако, по мнению автора, в прошлом для замещения тела покойного чуваши могли использовать его одежду или другие личные предметы. На это указывают некоторые магические действия и приемы, которые сохранились у соседних с чувашами народов, например, марийцев и удмуртов. Кроме того, акцентировано внимание на безусловное расположение кенотафов в стороне от кладбища или на его окраине, что также было обусловлено древними религиозными представлениями чувашей.

Литература

  1. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Вып. V. Чебоксары: Наркомпрос ЧАССР, 1930. 420 с.
  2. Богордаева А.А. Особенности кенотафов обских угров по этнографическим данным конца XIX – начала XXI в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019. № 3(46). С. 149–156. DOI: 10.20874/2071-0437-2019-46-3-149-156.
  3. Большая советская энциклопедия. Т. 12. М.: Сов. энциклопедия, 1973. 624 с.
  4. Галлямова А.Г., Столярова Г.Ф. Язычники в советском и постсоветском времени (на примере чувашей с. Старое Суркино Республики Татарстан) // Этнографическое обозрение. 2015. № 5. С. 51–62.
  5. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 432 с.
  6. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917–1934 гг. М.: Индрик, 1999. 348 с.
  7. Изибаева Г.М. Похоронно-поминальные обряды марийцев Республики Башкортостан: дис. … канд. ист. наук. Уфа, 2018. 255 с.
  8. Левкиевская Е.Е. Покойник «заложный» // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 4. М.: Междунар. отношения, 2009. С. 118–124.
  9. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук. Отд. I. Ед. хр. 31. Л. 57–58.
  10. Петров И.Г. Одежда в семейных обычаях и обрядах чувашей (XIX – начало XXI века). Уфа: Башк. энцикл., 2018. 296 с.
  11. Петров И.Г. Одежда как символический заместитель человека в чувашских обычаях и обрядах // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. №15(196). Вып. 40. С. 14–23.
  12. Полевые материалы автора (далее – ПМА). 2014 г. РТ. Альметьевский р-н, с. Старое Суркино.
  13. ПМА. 2021 г. Самарская область, Челно-Вершинский р-н, с. Чувашское Урметьево.
  14. Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2008. 232 с.
  15. Салмин А.К. Система религии у чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.
  16. Соколова А.Д., Юдкина А.Б. Памятные знаки на местах автомобильных аварий // Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 137–151.

Сведения об авторе

Петров Игорь Георгиевич – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа (ipetrov62@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8664-3004).

Формат цитирования

Петров И.Г. Могилы-кенотафы у чувашей и связанные с ними представления // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 2. – С. 89–97. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-2-89-97.

Загрузить полный текст статьи