DOI: 10.47026/1810-1909-2022-2-89-97
УДК 393.05
ББК 63.5(2)
И.Г. ПЕТРОВ
Исследование выполнено в рамках государственного задания № АААА-А21-121012290086-0 ИЭИ УФИЦ РАН на 2022 год.
Ключевые слова
чуваши, похоронно-поминальные обычаи и обряды, могилы-кенотафы, приметы, поверья
Аннотация
Культ предков – важная и неотъемлемая часть культур многих народов, в том числе чувашей. Следуя этому культу, родственники умерших проводили сложный комплекс похоронных и поминальных обрядов. Кроме того, почитая умерших, на кладбищах они возводили надгробные памятники. Они сооружались не только умершим среди родных и родственников, но и тем, которые по разным обстоятельствам умерли (погибли) на стороне и оказались погребенными на чужбине. В науке за такими сооружениями и памятниками закрепилось название «кенотафы», т.е. пустые могилы. Традиция установки памятных знаков, имитирующих захоронение, распространена у многих народов и известна с глубокой древности. Исследование посвящено изучению кенотафов чувашей и связанным с ними представлениям. Кратко проанализированы данные этнографической литературы по затронутой теме, а также полевые материалы, которые автором были получены в ходе экспедиций 2014, 2021 гг. на территории Альметьевского р-на Республики Татарстан и Челно-Вершинского района Самарской области. Кенотафы по своему внешнему виду ничем не отличаются от обычных захоронений. Они имеют такие же традиционные надмогильные сооружения, как и все остальные. Тем не менее кенотафы объединяет общий признак – отсутствие тела умершего. Однако совершенно пустыми такие захоронения считать нельзя. Потому что для символического замещения покойника чуваши под него закапывали землю, привезенную с места его погребения. Однако, по мнению автора, в прошлом для замещения тела покойного чуваши могли использовать его одежду или другие личные предметы. На это указывают некоторые магические действия и приемы, которые сохранились у соседних с чувашами народов, например, марийцев и удмуртов. Кроме того, акцентировано внимание на безусловное расположение кенотафов в стороне от кладбища или на его окраине, что также было обусловлено древними религиозными представлениями чувашей.
Литература
Сведения об авторе
Петров Игорь Георгиевич – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа (ipetrov62@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8664-3004).
Формат цитирования
Петров И.Г. Могилы-кенотафы у чувашей и связанные с ними представления // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 2. – С. 89–97. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-2-89-97.