Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2022 – № 2. Тема выпуска: Исторические науки  /  «ЗАПИСКА» («РИСАЛА») ИБН ФАДЛАНА И ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЖСКИХ БУЛГАР (X век)

«ЗАПИСКА» («РИСАЛА») ИБН ФАДЛАНА И ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЖСКИХ БУЛГАР (X век)

DOI: 10.47026/1810-1909-2022-2-98-111

УДК 39:006.95(=512.111)

ББК Т521(2)(=635.1)-712.1

В.Г. РОДИОНОВ

Ключевые слова

этногенез булгар, внутриэтнические группы, этноним, Хазарский каганат, пассионарии, литературный жанр, образы, предания

Аннотация

Упомянутые в «Записке» Ибн Фадлана племена до их миграции на Среднюю Волгу обитали на территории Хазарского каганата (Северный Кавказ, Волго-Донские степи). Именно там они стали переходить к оседлому образу жизни, а также сближаться по языку и культуре. Основная часть племен генетически относилась к тюрко-огурам, предки берсил были персоязычными, а эсегел – уграми. Их этнонимы построены, соответственно, совершенно по иной форме. В период формирования государства волжских булгар термин ас-сакалиба означал не конкретный этнос, а политическое объединение разных северных племен. С X в. его место занял политоним болгар (булгар), известный в византийском мире еще с конца V в. и означавший огуроязычных наследников гуннов. Процесс взаимодействия внутриэтнических групп волжских булгар того времени проходил с опорой на традиции, с одной стороны, мигрантов с Северного Кавказа и, с другой – булгарских этнических групп с Волго-Донских степей. Основными лидерами этих внутриэтнических групп в 922 г. были, как описал Ибн Фадлан, эмир Алмыш и некий «самозванец» из среды сувар по прозвищу «вор, разбойник, бандит» (Вăрăх). Основной причиной общественной смуты послужило официальное принятие булгарским царем религии ислам, за которым предстояло забвение традиций предков. Общество разделилось на две группы: традиционалистов и пассионариев. Культ мусульманских святых волжских булгар сложился путем развития ранних генеалогических преданий огуро-булгарских племен. Со временем они слились с образами из иудейско-мусульманской литературы. Новое этническое сознание волжских булгар с X в. начало функционировать в двухуровневом режиме. На межгосударственном уровне утверждается экзоэтноним булгар, а на уровне региона и булгарского этноса – эндоэтноним буляр.

Литература

  1. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши: репринтное изд. / ЧГИГН. Чебоксары, 2000. 144 с.
  2. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. Издание второе и дополненное. М.: Высш. шк., 1969. 383 с.
  3. Беленов Н.В. Происхождение племени эсегель и его историческая роль в образовании государства волжских булгар // Наука и современность: сб. ст. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2011. С. 65–69.
  4. Беленов Н.В. Расселение булгарских эсегель по данным топонимики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 3(78). С. 51–54.
  5. Беленов Н.В. Тюрко-иранские племенные формирования и их влияние на этническую историю Волжской Булгарии // Вопросы исторической науки (II): материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 86–89.
  6. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV‑X вв. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979.
  7. Гадло А.В. Этническая общность барсилы // Историческая этнография: традиции и современность: межвуз. сб. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. С. 79–91.
  8. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Тов-во «Клышников, Комаров и К°», 1992. 511 с.
  9. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия: монография. М.: ТОО «Мишель и К°», 1993. 336 с.
  10. Димитриев В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа: сб. статей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 312 с.
  11. Дыбо А.В. Лингвистические контакты ранних тюрков. Лексический фонд. Пратюркский период. М.: Наука, 2007. 222 с.
  12. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и Поволжье в IX–Xвв. М.: Восточная литература, 1962. 279 с.
  13. Егоров Н.И. Избранные труды по этнолингвогенезу и этнической истории чувашского народа: в 2 кн. Чебоксары: Новое Время, 2017. Кн. 1. 428 с.
  14. История татар с древнейших времен: в VII т. Т. I. Народы степной Евразии в древности. Казань: Рухият, 2002. 551 с.
  15. История татар с древнейших времен: в VII т. Т. II. Волжская Булгария и Великая степь. Казань: РухИЛ, 2006. 959 с.
  16. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг.: статьи, переводы и комментарии. Харьков: Изд-во Харьков. гос. ун-та, 1956. 347 с.
  17. [Ковалевский А.П.] Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу: перевод и комментарий. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. 193 с.
  18. Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн Фадлана. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1954. 64 с.
  19. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. 624 с.
  20. Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка: переизд. с допол. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. 430 с.
  21. Моисей Каганкатваци. История Агван / пер. с арм. К. Патканьяна. СПб.: Имп. Академия наук, 1861. 374 с.
  22. Москаленко А.Н. Славяне на Дону. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. 161 с.
  23. Плетнева С.А. Рисунки на стенах маяцкого городища // Маяцкое городище: труды советско-болгаро-венгерской экспедиции. М.: Наука, 1984. С. 57–94.
  24. Плетнева С.А. Салтово-маяцкая культура // Cтепи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981. С. 62–75.
  25. Рахно К.Ю. Булгары в осетинском нартовском эпосе // Кочевые народы Юга России: исторический опыт и современность: материалы Рос. науч. конф. с междунар. Участием (16‑19 марта 2016 г.). Элиста: ЗАОр «НПП “Джангар”, 2016. С. 375–379.
  26. Рахно К.Ю. Небесные битвы в булгарской мифологии // Традиционная культура народов Поволжья: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (9–11 октября 2016 г.): в 2 ч. Казань: Ихлас, 2016. Ч. 2. С. 99–108.
  27. Рахно К.Ю. Стол в традиционной культуре питания волжских булгар и его параллели // Традиционная культура народов Поволжья: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (13–15 февраля 2018 г.). Казань: Ихлас, 2018. С. 313–323.
  28. Родионов В.Г. Хронологическая стратификация названий духов предков святых в чувашской народной религии // Вестник Чувашского университета. 2017. № 4. С. 311–321.
  29. Родионов В.Г. Чувашский этнос: исследования по этнологии и мифопоэтике / ЧГИГН. Чебоксары, 2017. 324 с.
  30. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции. М.: Наука, 2002. 767 с.
  31. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка. М.: Наука, 2006. 908 с.
  32. Татарская энциклопедия. Казань: Ин-т татар. энциклопедии АН РТ, 2002. Т. 1. 672 с.
  33. Федотов М.Р. Этимологический словарь чувашского языка: в 2 т. / ЧГИГН. Чебоксары, 1996. Т. 1. 470 с.
  34. Халиков А.Х. Отражение космогонических и генеалогических легенд волжских булгар в археологических материалах // Из истории ранних булгар: сб. науч. трудов. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР, 1981. С. 5–20.
  35. Чувашская энциклопедия: в 4 т. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. Т. 1. 590 с.

Сведения об авторе

Родионов Виталий Григорьевич – доктор филологических наук, профессор кафедры чувашской филологии и культуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vitrod1@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0143-7952).

Формат цитирования

Родионов В.Г. «Записка» («Рисала») Ибн Фадлана и особенности раннего этапа формирования волжских булгар (X век) // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 2. – С. 98–111. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-2-98-111.

Загрузить полный текст статьи