Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2022 – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В БУРЯТИИ В 1941–1945 ГОДАХ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В БУРЯТИИ В 1941–1945 ГОДАХ

DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-104-110

УДК 94 (571.54)

ББК 63.3 (2Р54)

А.Н. СОБОЛЕВА

Ключевые слова

Великая Отечественная война, Бурятия, всевобуч, комсомольско-молодежные подразделения всевобуча, Осоавиахим, Российское общество Красного Креста, мобилизация, военные комиссариаты

Аннотация

Статья посвящена одной из важнейших задач государства в условиях войны – подготовке населения к защите Отечества. Изучение данной проблемы на региональных материалах представляется актуальной задачей для исторической науки, поскольку каждый регион уникален в силу своих исторических, социально-экономических, социокультурных, природно-климатических и других особенностей. Такие исследования расширяют географический охват и позволяют выявить сходства и различия, характерные для отдельных регионов и страны в целом. Поэтому на основе ранее не публиковавшихся архивных источников (что отражает новизну исследования) автор рассматривает организацию и ход всеобщего обучения военному делу на территории республики Бурятия в 1941–1945 гг. В статье проанализированы нормативно-правовые основы формирования всевобуча, подробно исследована его хронология, охарактеризованы семь этапов (очередей) военной подготовки, определена численность призывного населения по годам, рассмотрена специфика учебных программ, изучены организационные трудности, а также пути их решения, выявлены роль и значение всевобуча в подготовке резерва для фронта.

В работе использовались основополагающие принципы и методы научного исследования: историзм, всесторонность, объективность. Это дало возможность изучить проблему с учетом конкретной исторической обстановки в развитии, взаимосвязи и противоречивости.

В качестве краткого вывода следует отметить, что поставленные на государственном уровне главные задачи всевобуча по созданию резерва для укомплектования РККА были выполнены, несмотря на достаточное количество недочетов в организации (слабая материально-техническая база, низкий уровень подготовки инструкторов, малограмотность большинства потенциальных курсантов, небольшой срок обучения).

Полученные результаты исследования во многом позволили по-новому переосмыслить процесс привлечения людского потенциала Бурятии для обеспечения потребности фронта, а также уточнить вклад региона в достижение победы.

Материалы статьи могут быть применены при подготовке обобщающих работ и конспектов по истории Великой Отечественной войны, для отдельного исследования военной истории, в учебно-воспитательном процессе с военнослужащими кадрами, а также для разработки семинаров и спецкурсов в области отечественной истории.

Литература

  1. Государственный архив Республики Бурятия (далее – ГАРБ). Ф. 1. Оп. 1.
  2. ГАРБ. Ф. 1. Оп. 2.
  3. ГАРБ. Ф. 11. Оп. 1.
  4. ГАРБ. Ф. П-1. Оп. 1.
  5. ГАРБ. Ф. П-36. Оп. 1.
  6. ГАРБ. Ф. Р-1209. Оп. 1.
  7. Женщины Бурятии в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: документы и воспоминания. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. 320 с.
  8. Ковалев А.С., Калинин О.Н. Организация всеобщего военного обучения на территории Красноярского края в первые годы Великой Отечественной войны // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. № 4 (38). С. 123–131.
  9. Ростов Н.Д. Сегодня всевобуч, а завтра в бою: анализ исторического опыта // Гуманитарные проблем военного дела. 2018. № 3 (16). С. 109–116.
  10. Смирницкий А.Е. Военное обучение гражданского населения в годы Великой Отечественной войны (по материалам Горьковской области) // Военно-исторический журнал. 2019. № 7. С. 39–43.
  11. Яценко К.В. Подготовка боевых резервов для Красной Армии в начале Великой Отечественной войны (на материалах Воронежской, Курской и Тамбовской областей) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 84–90.

Сведения об авторе

Соболева Анастасия Николаевна – кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Россия, Улан-Удэ (soboleva03_88@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9861-1162).

Формат цитирования

Соболева А.Н. Организация всеобщего военного обучения в Бурятии в 1941–1945 годах // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 4. – С. 104–110. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-104-110.

 

Работа выполнена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI вв.), № 121031000243-5).

 

Загрузить полный текст статьи