DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-104-110
УДК 94 (571.54)
ББК 63.3 (2Р54)
А.Н. СОБОЛЕВА
Ключевые слова
Великая Отечественная война, Бурятия, всевобуч, комсомольско-молодежные подразделения всевобуча, Осоавиахим, Российское общество Красного Креста, мобилизация, военные комиссариаты
Аннотация
Статья посвящена одной из важнейших задач государства в условиях войны – подготовке населения к защите Отечества. Изучение данной проблемы на региональных материалах представляется актуальной задачей для исторической науки, поскольку каждый регион уникален в силу своих исторических, социально-экономических, социокультурных, природно-климатических и других особенностей. Такие исследования расширяют географический охват и позволяют выявить сходства и различия, характерные для отдельных регионов и страны в целом. Поэтому на основе ранее не публиковавшихся архивных источников (что отражает новизну исследования) автор рассматривает организацию и ход всеобщего обучения военному делу на территории республики Бурятия в 1941–1945 гг. В статье проанализированы нормативно-правовые основы формирования всевобуча, подробно исследована его хронология, охарактеризованы семь этапов (очередей) военной подготовки, определена численность призывного населения по годам, рассмотрена специфика учебных программ, изучены организационные трудности, а также пути их решения, выявлены роль и значение всевобуча в подготовке резерва для фронта.
В работе использовались основополагающие принципы и методы научного исследования: историзм, всесторонность, объективность. Это дало возможность изучить проблему с учетом конкретной исторической обстановки в развитии, взаимосвязи и противоречивости.
В качестве краткого вывода следует отметить, что поставленные на государственном уровне главные задачи всевобуча по созданию резерва для укомплектования РККА были выполнены, несмотря на достаточное количество недочетов в организации (слабая материально-техническая база, низкий уровень подготовки инструкторов, малограмотность большинства потенциальных курсантов, небольшой срок обучения).
Полученные результаты исследования во многом позволили по-новому переосмыслить процесс привлечения людского потенциала Бурятии для обеспечения потребности фронта, а также уточнить вклад региона в достижение победы.
Материалы статьи могут быть применены при подготовке обобщающих работ и конспектов по истории Великой Отечественной войны, для отдельного исследования военной истории, в учебно-воспитательном процессе с военнослужащими кадрами, а также для разработки семинаров и спецкурсов в области отечественной истории.
Литература
Сведения об авторе
Соболева Анастасия Николаевна – кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Россия, Улан-Удэ (soboleva03_88@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9861-1162).
Формат цитирования
Соболева А.Н. Организация всеобщего военного обучения в Бурятии в 1941–1945 годах // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 4. – С. 104–110. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-104-110.
Работа выполнена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI вв.), № 121031000243-5).