Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2022 – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ О САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ

СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЧУВАШИИ О САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ

DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-12-21

УДК [378+377]-057.875(470.344):159.923.2:39

ББК Ч480. 43+Ч470.43](2Рос.Чув):Ю954.25

И.И. БОЙКО, О.В. КАРПОВА, И.В. МУРАВЬЕВА, Е.В. ПЛОТНИКОВА, Е.В. ТКАЧЕНКО

Статья написана в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020–2022 гг., разработанной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при участии Российской академии наук во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 16 января 2020 г. Пр-71, п. 6.

Ключевые слова

студенческая молодежь Чувашии, этнокультурное развитие, межнациональные отношения, родные языки, общегражданская, региональная и этническая идентичность

Аннотация

Цель настоящего исследования – охарактеризовать особенности самоидентификации студенческой молодежи Чувашии. Работа выполнена в рамках складывающихся традиций изучения межэтнических отношений, а также общегражданской, региональной и этнической идентичности населения, в то же время некоторые сюжеты рассмотрены с учетом новых условий. Речь идет о составе респондентов, а также о влиянии эпидемии коронавируса на ответы респондентов. Статья написана на материалах опроса 300 студентов вузов и средних профессиональных образовательных учреждений Чувашской Республики, обучающихся по специальностям гуманитарного, технического и естественно-научного направлений. Условные и безусловные распределения данных получены с помощью обработки сведений в программе SPSS Statistics 22. В результате выявлено, что в перечне проблем, волнующих студентов, состояние межнациональных отношений в республике оказалось на одном из последних мест, но не в силу их малой значимости для каждого из молодых людей, а в связи с реальной ситуацией в республике, когда абсолютным большинством людей межэтническая ситуация характеризуется положительно. Опрос показал, что для большинства респондентов наиболее приоритетной является общегражданская идентичность, которая по частоте выбора превосходит региональную и этническую. Следует подчеркнуть, что между этими уровнями идентичности нет антагонизма, наоборот, они органично сочетаются друг с другом, и подобное соотношение нередко является ситуативным. Спокойная межэтническая обстановка может быть нарушена, и, по мнению студентов, в основе неблагоприятных перемен могут лежать непрофессиональные действия властей, неправильное воспитание в семье, вызывающее поведение представителей некоторых этнических групп, провокационные публикации в СМИ, социальных сетях и др. Подобные исследования, проводимые в мониторинговом режиме, не только важны для приращения теоретических знаний, но и дают материалы, которые могут быть использованы для обоснования конкретных управленческих решений.

Литература

  1. Бойко И.И. Общественные воззрения на культурную инаковость в Чувашии // Социальные факторы этнической нетерпимости: итоги междисциплинарного исследования. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 153–177.
  2. Бойко И.И. Жители Чувашии о межэтнических и межконфессиональных отношениях в республике // Исторический поиск / Historical Search. 2020. Т. 1,№ 4. С. 161–
  3. Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г. Межэтническая и межконфессиональная ситуация в Чувашской Республике // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2017. № 3(43). С. 107–
  4. Бойко И.И., Харитонова В.Г. Общероссийская, территориальная и этническая идентичности в Чувашии // Вестник Российской нации. 2015. № 2. С. 81–
  5. Григорьев А.В., Карпов А.В., Шумилова О.В., Юстус Т.В. Российские студенты об особенностях обучения иностранцев в вузах Чувашии // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2018. № 1. С. 99–
  6. Григорьев А.В., Муравьева И.В., Ткаченко Е.В., Харитонов М.Ю. Этнокультурные потребности, родные языки студенческой молодежи Чувашии // Вестник Чувашского университета. 2021. № 4. С. 29–
  7. Карпова О.В., Муравьева И.В., Павлова А.Н., Ткаченко Е.В. Проблемы этнокультурного развития Чувашии: по материалам социологических опросов // Вестник Чувашского университета. 2020. № 4. С. 53–
  8. Карпова О.В., Павлова А.Н., Соколова В.И., Ткаченко Е.В. Этническая и языковая идентичности студентов вузов Чувашии // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2018. № 1. С. 113–
  9. Краснова М.Н., Муравьева И.В., Плотникова Е.В., Селиванова С.А. Студенты Чувашии о межэтнических отношениях, восприятии иностранцев, обучающихся в вузах республики // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2018. № 1(14). С. 106–
  10. Муравьева И.В., Павлова А.Н. Селиванова С.А., Шумилова О.В. Гражданская и этническая идентичности студентов Чувашской Республики в историко-этнографическом контексте // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. № 4. С. 132–
  11. Этнокультурное развитие и межэтнические отношения в чувашской Республике: научный отчет по материалам социологического обследования 2011 г. / ЧГИГН. Чебоксары, 2012. 88 с.
  12. Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России. М.: ИЭА РАН, 2021. 620 с.
  13. Языковое разнообразие в российских регионах: возможности развития. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2021. 196 с.

Сведения об авторах

Бойко Иван Иванович – доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения, архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет; главный научный сотрудник, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Россия, Чебоксары (boyko2003@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9202-615X).

Карпова Ольга Владимировна – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (karp_olya@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0327-765X).

Муравьева Ирина Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (irina17-04@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9368-3258).

Плотникова Елена Владимировна – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (lenchik52001@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7806-4288).

Ткаченко Евгений Владимирович – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (krasnoludek85@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1692-3988).

Формат цитирования

Бойко И.И., Карпова О.В., Муравьева И.В., Плотникова Е.В., Ткаченко Е.В. Студенты высших и средних профессиональных учебных заведений Чувашии о самоидентификации и этнокультурном развитии // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 4. – С. 12–21. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-12-21.

Загрузить полный текст статьи