DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-12-21
УДК [378+377]-057.875(470.344):159.923.2:39
ББК Ч480. 43+Ч470.43](2Рос.Чув):Ю954.25
И.И. БОЙКО, О.В. КАРПОВА, И.В. МУРАВЬЕВА, Е.В. ПЛОТНИКОВА, Е.В. ТКАЧЕНКО
Статья написана в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020–2022 гг., разработанной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при участии Российской академии наук во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 16 января 2020 г. Пр-71, п. 6.
Ключевые слова
студенческая молодежь Чувашии, этнокультурное развитие, межнациональные отношения, родные языки, общегражданская, региональная и этническая идентичность
Аннотация
Цель настоящего исследования – охарактеризовать особенности самоидентификации студенческой молодежи Чувашии. Работа выполнена в рамках складывающихся традиций изучения межэтнических отношений, а также общегражданской, региональной и этнической идентичности населения, в то же время некоторые сюжеты рассмотрены с учетом новых условий. Речь идет о составе респондентов, а также о влиянии эпидемии коронавируса на ответы респондентов. Статья написана на материалах опроса 300 студентов вузов и средних профессиональных образовательных учреждений Чувашской Республики, обучающихся по специальностям гуманитарного, технического и естественно-научного направлений. Условные и безусловные распределения данных получены с помощью обработки сведений в программе SPSS Statistics 22. В результате выявлено, что в перечне проблем, волнующих студентов, состояние межнациональных отношений в республике оказалось на одном из последних мест, но не в силу их малой значимости для каждого из молодых людей, а в связи с реальной ситуацией в республике, когда абсолютным большинством людей межэтническая ситуация характеризуется положительно. Опрос показал, что для большинства респондентов наиболее приоритетной является общегражданская идентичность, которая по частоте выбора превосходит региональную и этническую. Следует подчеркнуть, что между этими уровнями идентичности нет антагонизма, наоборот, они органично сочетаются друг с другом, и подобное соотношение нередко является ситуативным. Спокойная межэтническая обстановка может быть нарушена, и, по мнению студентов, в основе неблагоприятных перемен могут лежать непрофессиональные действия властей, неправильное воспитание в семье, вызывающее поведение представителей некоторых этнических групп, провокационные публикации в СМИ, социальных сетях и др. Подобные исследования, проводимые в мониторинговом режиме, не только важны для приращения теоретических знаний, но и дают материалы, которые могут быть использованы для обоснования конкретных управленческих решений.
Литература
Сведения об авторах
Бойко Иван Иванович – доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения, архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет; главный научный сотрудник, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Россия, Чебоксары (boyko2003@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9202-615X).
Карпова Ольга Владимировна – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (karp_olya@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0327-765X).
Муравьева Ирина Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (irina17-04@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9368-3258).
Плотникова Елена Владимировна – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (lenchik52001@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7806-4288).
Ткаченко Евгений Владимирович – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (krasnoludek85@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1692-3988).
Формат цитирования
Бойко И.И., Карпова О.В., Муравьева И.В., Плотникова Е.В., Ткаченко Е.В. Студенты высших и средних профессиональных учебных заведений Чувашии о самоидентификации и этнокультурном развитии // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 4. – С. 12–21. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-12-21.